Содержание
-
Особенности нарушения звукопроизношения при разных формах дислалии
Выполнила: студентка группы ЗФ-209/101-3-1Т Никитенкова О.С.
-
Функциональная дислалия вид неправильного звукопроизношения, при котором не имеется никаких дефектов артикуляционного аппарата (Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина) У детей сохранен интеллект, слух, зрение. Механическая дислалия(органическая) отклонениях в строении периферического речевого аппарата (зубов, челюстей, языка, нёба) Как клинический диагноз функциональная дислалияставитсятс 5 лет, а механическая в любом возрасте. Две основные формы дислалии
-
Функциональная дислалия
Причины возникновения биологические и социальные: Общая физическая ослабленность ребенка вследствие соматических заболеваний. Задержка психического развития (минимальные мозговые дисфункции) Запоздалое развитие речи Избирательное нарушение фонематического восприятия Неблагоприятное социальное окружение, препятствующее развитию общения ребенка (ограниченность социальных контактов Подражание неправильным образцам речи Недостатки воспитания, когда родители культивируют несовершенное детское произношение
-
Формы функциональной дислалии
1 2 3
-
Акустико-фонематическая дислалия
Первичным является недоразвитие фонематического слуха. Артикуляция звуков воспроизводится верно, но слабо различаются звуки сходные по акустическим признакам: 1. Звонкость – глухость 2. Твердость –мягкость 3. Свистящие-шипящие 4. Соноры [р], [л] Наблюдаются случаи, в которой смешивается вся фонематическая группа. В период обучения дети с данным диагнозом испытывают серьезные трудности при освоении связи буквы и звука и орфографических правил. По структуре речевого дефекта это считается фонематическое недоразвитие речи.
-
Артикуляционно-фонематическая
Звеном нарушения является дефекты, обусловленные несформированностью операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам в моторном звене производства речи. Выделяют два основных варианта нарушений. 1.Артикуляторная база оказывается не полностью сформированной, редуцированной. При выборе фонем вместо нужного звука (отсутствующего у ребенка) отбирается звук, близкий к нему по набору артикуляционных признаков. Отмечается явление субституции, или замены одного звука другим. В роли заменителя выступает звук более простой по артикуляции. 2. Артикуляторная база оказывается полностью сформированной. Усвоены все артикуляторные позиции, необходимые для производства звуков, но при отборе звуков принимается неправильное решение, вследствие чего звуковой облик слова становится неустойчивым (ребенок может произнести слова правильно и неправильно). Это приводит к смешениям звуков в силу их недостаточной дифференциации, к неоправданному их употреблению.
-
Замены и смешение осуществляются на основе артикуляционной близости звуков. Эти явления наблюдаются между звуками или классами звуков, различающихся по одному из признаков: 1. свистящими и шипящими с — ш, з — ж 2.между взрывными шумными переднеязычными и заднеязычными т — к, д — г . 3.между парными по артикуляции язычными твердыми и мягкими фонемами с — с, л — л, т — т. Эти явления могут наблюдаться среди звуков: 1.одинаковых по способу образования. 2. между аффрикатами if и ч («курича» — курица, «крицать» — кричать), 3.сонорами р и л («лыба» — рыба, «рапа» — лапа).
-
Дефектное произношение при артикуляционно-фонематической дислалии обусловлено
Не собственно моторными нарушениями, а нарушением операций отбора фонем по их артикуляторным признакам. Ребенок справляется с заданиями на имитацию сложных неречевых звуков, требующих для своей реализации определенных укладов речевых органов; нередко производит более сложные в моторном отношении звуки и заменяет ими отсутствующие, наиболее простые по артикуляции звуки.
-
Артикуляторно-фонетическая дислалия
К этой форме относятся дефекты звукового оформления речи, обусловленные неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями (звук есть, но его звучание ненормированное). Причины: 1. Подражание неправильно говорящим из близкого окружения 2.Временное диспропорции в росте частей артикуляционного аппарата 3. По структуре речевого дефекта-фонематическое недоразвитие речи.
-
Основную группу звуков, в которой наблюдается искаженное произношение: 1.Переднеязычные не взрывные согласные. Переднеязычные не взрывные согласные представляют собой сложные по артикуляции звуки, овладение их правильным укладом требует тонких дифференцированных движений. При произношении ребенок не может опереться на те движения, которые у него сформировались ранее в связи с биологическими актами 2.Реже наблюдается дефектное произнесение заднеязычных взрывных согласных среднеязычного.
-
Механическая дислалия
Механической (органической) дислалией называют такой вид неправильного звукопроизношения, который вызывается органическими дефектами периферического речевого аппарата, его костного и мышечного строения.
-
Механическая дислалия выражается в результате анатомических дефектов
-
Литература
Логопедия /Под ред. Л.С. Волковой, СП. Шаховской. — М„ 1998. Основы логопедической работы с детьми / Под ред. Г.В.Чиркиной. - М., 2005. Селиверстов В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда.-М.,2004. Хрестоматия по логопедии / под. Ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова, _ М., 1997, Т. 1. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии._М., 1989
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.