Содержание
-
Формирование глагольной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР через использование дидактических игр Выполнила : Пинькова А.В. учитель – логопед ГБОУ СОШ № 14 СПДС № 18 «Радуга»
.
-
«Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания» Н. К. Крупская
-
Особенности развития глагольной лексики у детей с ОНР.
Слова употребляются неточно, в более широком или более узком понимании значений (ползёт – идёт, воркует – поёт и др.). Замены слов, относящихся к одному семантическому полю. Незначительное количество глаголов с приставками, чаще всего заменяются бесприставочными глаголами (пришел - шел, перешел – шел). Замены слов, обозначающих действия или предметы, словами-существительными( открывать – дверь, играть – кукла). Искажениях звуковой структуры слова (мяукает – мяучает, кудахчет – кудакает.) Самые большие трудности вызывает группировка глаголов ( подбежал, вышел, подошёл (подошёл)) .
-
Логопедическая работа по развитию глагольной лексики у дошкольников с ОНР.
расширение объёма словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности уточнение значений слов; формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов (денотативного, понятийного, контекстуального); организация семантических полей, лексической системы; активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.
-
Картотека глагольного словаря (Г.А.Волкова )
Бытовые глаголы (одевается, умывается, играет). Глаголы, обозначающие движения и крики животных (крадётся, прыгает, кукарекает). Глаголы движения (ходит, бегает, прыгает), приставочные глаголы (входит, уходит, заходит). Глаголы, выражающие чувства людей (улыбается, смеётся, плачет). Глаголы, связанные с профессиями (лечит, строит, продаёт). Глаголы, связанные с процессами, происходящими в природе (светает, вечереет, смеркается).
-
Задания и игровые упражнения, направленные на расширение предикативного словаря.
Игра «Сочиним стихотворение» Цели: Пополнять и закреплять предикативный словарь. Закреплять конструкцию простого предложения по модели «предмет — действие». Закреплять согласование сущ- ного с глаголом настоящего времени..
-
Игра «Кто как передвигается?»
Цели: расширять предикативный словарь. Совершенствовать умение называть действие, которое может производить данный предмет. Закреплять структуру простого предложения. Развивать умение опираться на полученные знания и наблюдательность.
-
Формирование словообразования глаголов
Сказка «О торопливой белочке и терпеливой курочке» Цель: Формировать умения образовывать приставочные глаголы: срезать, надрезать, дорезать.
-
Формирование словоизменения
1 этап – формирование наиболее продуктивных и простых по семантикеформ. Согласование существительного и глагола настоящего времени 3-его лица в числе. а) дифференциация глаголов 3 лица ед. и мн. числа с ударным окончанием, без чередования звуков в основе идёт – идут стоит – стоят стучит – стучат поёт – поют б) с безударным окончанием без чередования звуков в основе: плачет – плачут чистит – чистят бросает – бросают
-
2 этап – включает работу над следующими формами словоизменения.
1 Дифференциация глаголов 1,2,3лица настоящего времени: дифференциация глаголов в единственном числе. дифференциация глаголов во множественном числе. дифференциация глаголов 1,2,3 лица ед. и мн. числа. 2. Согласование существительных и глаголов прошедшего времени влице, числе, роде. согласование глагола с существительным в мужском роде согласование глагола с существительным в женском роде согласование глагола с существительным среднего рода дифференциация глаголов мужского, женского, среднего рода
-
Игра «Что делал? Что делала?»
Цели: Учить детей отвечать на вопрос Что он (она) делает? Совершенствовать умение грамотно строить предложения по модели «предмет — действие». Закреплять навык согласования глагола с существительным в роде и числе.
-
3этап – закрепление более сложных по семантике и внешнему оформлению, менее продуктивных форм словоизменения.
Словосочетаниях Предложениях В связной речи.
-
Игра « Скажи то же самое иначе»
Цель: Формирование умения подбирать антонимы и синонимы. Закреплять согласование сущ- ного с глаголом настоящего времени. Образец: Малыш топает по ковру. - Малыш медленно идет по ковру. Девочка топает ногой. - Девочка стучит ногой.
-
Таким образом, у детей с ОНР отмечается задержка в формировании семантических полей по сравнению с нормой и имеет свои особенности. Для успешной работы по формированию глагольной лексики нужна полноценная система, включающая упражнения, игры, текстовый и картинный материал. Такая система будет обеспечивать не пассивное восприятие и утомительные тренировки, а активное, творческое участие ребёнка.
-
Спасибо за внимание !
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.