Содержание
-
Паремии
«Доколе человек живет в простоте душевной, доколе у него ум за разум не зашел, она (речь) проста, пряма и сильна. Пословицы и поговорки слагаются только в пору первобытной простоты речи и, как отрасли, близкие к корню, стоят нашего изучения и памяти». В.И.Даль. Презентация подготовленаобучающимся гр.2 Ф ОГАОУ СПО «Шебекинский агротехнический ремесленный техникум» Долженко Д.А.
-
Цели: познакомить обучающихся с понятием «паремии»; учить употреблять в речи фразеологизмы с целью ее обогащения; анализ концептов «горе» и «счастье» в лексике и фразеологии русского языка.
-
Паремия является ценнейшим объектом лингвокультурологического анализа именно потому, что нигде больше так, как в ней, не проявляется сила кумулятивной функции как культуры, так и языка. Фразеологизм – это устойчивое неделимое сочетание слов , которое можно заменить синонимом, одним словом. Phrasis – «выражение» Logos – «учение»
-
Фразеологизмы – это средства выразительности языка, они делают нашу речь эмоциональной выразительной и яркой. Паремия отражает и характер воздействия радости и горя на человека: Счастье пучит, беда кручит. Радость прямит, кручина крючит. Горе отражается на всем облике человека: Печаль не красит, горе не цветит. Сравним известный фразеологизм: Почернеть от горя. Очень широк социальный аспект применения паремий, репрезентирующих концепты «горе» и «радость», н-р: Что червь в орехе, то печаль в сердце. Упился бедами, опохмелился слезами. Солью сыт не будешь, думою горя не размыкаешь.
-
Концепты «горе» и «счастье» играют важную роль в миропонимании русского человека.
Они являются противоположными и в то же время – неразрывно связанными: Не было бы счастья, да несчастье помогло. Счастье с бессчастьем на одних санях ездят. Анализ концептов «горе» и «радость» на материале паремий показывает, что данные концепты соотносятся с определенным набором лексических элементов («горе» - горе, беда, печаль, кручина, бесчастье и др.; «радость» - радость, хорошая жизнь, доброе житье и др.).
-
Горе часто оказывается сильнее человека, сравнивается с хищной птицей:
Печаль не уморит, а с ног собьет. Ветры кручины не размыкают. Кручина с ног собьет, нужда и вовсе заклюет. Сама система образов, метафоры и олицетворения, запечатленные в паремиях, демонстрируют понятийные связи ключевых концептов культуры, к которым относятся концепты «горе» и «радость»: Беда – скудна. Кто бедует, тот скудается. И жидка слеза, да едка, и без перца дойдет до сердца. Моль одежду ест, а печаль – сердце.
-
Концепт «радость» представлен в русском фольклоре гораздо меньшим количеством паремий, чем концепт «горе»:
Что день, то радость, а слез не убывает. Что ни дальше, то лучше, а не наплачешься. Доля во времени живет, бездолье в безвремянье. Горе не сживешь скоро. Следовательно, для русского человека радость мимолетна, а горе зачастую неизбывно.
-
Таким образом,
паремии предстают как своеобразные выразители народной мысли. И субъект, и время, и действие, и пространство в паремиях типизированы. Отражая эмоции горя и радости, паремии утрачивают момент индивидуальности, так как паремия принадлежит уже не одному человеку, а является элементом языкового сознания носителей языка в целом.
-
Спасибо!!! Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хоть к концу мы немного устали, но не вышли из себя, а взяли себя в руки и продолжили работу. И здесь не было ни одного, кто бы смотрел на работу сквозь пальцы. Молодцы!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.