Содержание
-
Педагогическая гостиная учителя-логопедаМарковой Светланы Петровны
-
Тема:РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
-
«Годы чудес» - так называют исследователи первые пять лет жизни ребенка. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни, наличие познавательного интереса оставят неизгладимый след на поведении и всей дальнейшей жизни ребенка
-
Причины, ведущие к задержки речевого развития1. Патологии беременности и родовые травмы: - синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ); - гиповозбудимость (малая двигательная и психическая активность, пассивность, отсутствие у ребенка интереса к сотрудничеству;).2. Ослабленное соматическое здоровье детей: - частые простудные заболевания,- нарушение носового дыхания (аденоиды II-III степени, хронический ринит, гипертрофия нёбных миндалин) 3. Дефицит йода (препараты: калия йодид, йодомарин, йод-актив)4. Недостаточное общение взрослых с ребенком. -Нехватка терпения у взрослого выслушать ребенка до конца, договаривание за него. - «Детские слова» произносимые взрослыми (сюсюканье).5. Повышенный шумовой фон в помещении, использование наушников: - снижение физического слуха; - общему возбуждению психики.
-
Причины патологического искажения звуков- Неправильное строение артикуляционного аппарата (короткая уздечка языка, прикус);- Наличие у детей парезов (слабости) мышц языка, что приводит к неточному и не полному объему артикуляционных движений языка ;- Слабость, вялость мимических мышц ;
-
Как протекает становление звукопроизношения у детей?- В раннем возрасте звуки усваиваются не изолированно, а в составе целых слов, на основе подражания речи взрослым .- Звуки речи усваиваются по принципу от легкого к трудному.
-
ПЕРИОДЫ НОРМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
-
I. Развитие дыхания Проследите за дыханием ребенка. Если он постоянно держит рот открытым, или спит с открытым ртом, если он часто дышит, стал бледным, а губы постоянно обветренны – это первые симптомы того, что ваш малыш привыкает дышать неправильно. Физиологическое дыхание Речевое дыхание (неосознанное) (это правильное сочетание вдоха и выдоха во время произнесения звуков, слов, фраз. Говорить надо на выдохе, плавно) Рекомендации по развитию речевых навыков:
-
Речевое дыхание можно и нужно тренировать:1. Упр. «Шарик». Глубоко вдохнуть с выпячиванием живота, выдыхать медленно через рот, живот втянуть. Выполнять стоя, сидя, лежа.2. Упр. «Собачка» – высунуть язык, дышать «животом».3. «Носик». Закрыть рот, вдох носом + точечный массаж. Выдох медленный через рот, губы трубочкой.4. Упр. «Любопытная Варвара» - смотрит вправо – «А!», - смотрит влево – «Э!». 5. Полоскать горло теплой водой. При каждом полоскании произносить звук /ааа/, /ооо/, затем воду выплюнуть.6. Надувать шары, маленькие надувные игрушки, мячи. РЕЧЕВОЙ ВЫДОХ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПЛАВНЫМ!
-
II. Тренировка мышцы артикуляционного аппарата. Правила проведения артикуляционных упражнений:1. Перед зеркалом, подражая взрослому.2. В игровой форме, с использованием специальных названий упр.3. Добиваться четкого, правильного выполнения упражнения.
-
Примеры артикуляционных упражнений:Упр. «Окошко» Упр. «Забор»
-
Упр. «Подуй на носик» или «Фокус» (сдуть ватку с носика)
-
Упр. «Чашечка»
-
Упр. «Грибок»
-
Динамические артикуляционные упражнения:
«Часики» «Качели» «Чистим зубки» «Вкусное варенье» «Индюк» «Лошадка»
-
1. Необходимо иметь представления о правильной артикуляции звуков речи.Профиль артикуляции свистящих звуков: С, З Профиль артикуляции шипящих звуков: Ш, Ж
-
Профиль артикуляции звуков Р, Рь. Профиль артикуляции звуков Л, Ль
-
III. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
Развитие восприятия окружающих звуков (неречевые звуки) - это улавливание на слух и различение звуков природы, шум транспорта, музыки, т.д. Развитие восприятия звуков человеческой речи (речевые звуки) - это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, понимать смысл слов, фраз, текстов. Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, интонации. Умение слушать, сосредотачиваться на звуках нужно развивать с первых лет жизни, т.к. это положительно влияет на формирование произносительной стороны речи, а позже на освоение чтения и письма.
-
Примеры игровых упражнений по развитию слуха 1. «Что звучит, где звучит?» Обращается внимание малыша на звуки природы, голоса животных и птиц, на звуки в доме (тиканье часов, скрип двери, шум воды). Угадывается источник шума и его месторасположение. 2. «Звуковые коробочки» - найти пару одинаковых по звуку коробочек. 3. «Угадай, чей голосок»- Я попробую звуками изобразить какой-то предмет: паровоз, самолет, собаку, курочку и т.п. А ты угадывай. Если угадаешь – тебе водить. 4. «Игры-шутки. Правильно ли я говорю?» - взрослый, показывая на предмет, специально коверкает произношение слова, ребенок же должен прислушаться и ответить на вопрос «Да» или «Нет» (не повторяя слова). Например: это туй?, это стуй?, это стул? Может это стуль?
-
5. «Что лишнее?» Какое слово лишнее? Зуб – зуб – суп – зуб; Ветка – ветка – клетка – ветка. 6. «Подбери рифму». (лягушка - …..) – выделяя окончание слов. 7. «Короткие и длинные слова» (помидор – лук – огурец) 8. Игра «Эхо». А) Повторить цепочку слогов, слов с одинаковым гласным: та-та-ТА так – мак – бак ТА-та-та отхлопай ритм ток – бок - сок та-ТА-та тук – бук – сукБ) Повторить цепочку слогов, слов с разными гласными звуками: та-то-ту так – ток - тук ти-ты-ти бык – бок – бак В) Повторить цепочку слогов с парными согласными: па-ба та-да ка-га са-за па-ба-па та-да-та ка-га-ка са-за-са
-
Упражнения по формированию первоначальных навыков звукового анализа. На примере гласных звуков:- Дается артикуляционный образ гласных А, У, О, И, Ы, Э; - Упр. на звукоподражание; - Игра «Испорченный телевизор»; - Игра «Поймай звук» из ряда других звуков, - «Поймай слово» с заданным звуком; - Послушай и повтори цепочку гласных звуков, назови самый громкий (ударный) звук: аУ, иА, аОу, уИао. - Выделение ударного гласного звука из начала слова, из конца слова, из середины односложных слов. 2. Игра «Похлопаем, потопаем, постучим» слова по слогам
-
ОБЩИЕ ПРАВИЛА, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ РЕЧИ РЕБЕНКА1. Четкость собственной речи.С ребенком, надо разговаривать не торопясь, достаточно громко,с обязательным выделением ударного гласного (для правильной интонации)2. Учить смотреть в лицо говорящего, слушать говорящего. 3. Провокация, или искусственное непонимание ребенка.Взрослый временно становится «глухим» и «глупым». 4. Привлекать внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных (например: положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спину и т.д.)5. Побуждать ребенка к ответу. Задавать вопросы, требующие выбор при ответе: «Будешь пить чай или молоко?»6.Прислушиваться, как ребенок произносит слова, предложения и обращать его внимание на правильное произнесение того или иного слова (мячик – «нятик», мебель – «небей», предлоги в речи)7. Развивать пассивный и активный словарь при рассматривании картинок. Для запоминания слова, требуется повторить его более 10-15 раз.
-
Чтобы воспользоваться тем или иным советом, нужно очень внимательно наблюдать за своим ребенком.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.