Содержание
-
Введение в языкознаниеПеревод в сфере профессиональной коммуникацииЦентр иностранных языковст.преп. Василенко М.С.
Лекция 8 Письмо
-
ПИСЬМО
Письмо является вторым по важности — после звукового языка — средством общения людей. Возникло значительно позже языка в раннеклассовом обществе в связи с усложнением хозяйственной жизни и появившейся потребностью как-то фиксировать информацию для сохранения ее во времени и для передачи на расстояние.
-
Письмо
с одной стороны - система письма (инвентарь начертательных знаков и правила их функционирования). с другой стороны - конкретные акты использования этих знаков и возникающие при этом письменные тексты.
-
Начертательные знаки, составляющие инвентарь письма, — это буквы, цифры, знаки препинания и разные другие фигуры и изображения.
-
Каждый знак может рассматриваться как определенный элемент в данной системе письма, т. е. как абстрактная, многократно повторяющаяся в текстах единица — графема
-
Графема обычно имеет варианты — аллографемы, в частности и такие, которые по начертанию мало похожи друг на друга и объединяются в одну графему только функционально
-
Среди аллографем следует различать: стилистические (например, печатные и соответствующие рукописные буквы)
-
факультативные (например, русские рукописные)
-
позиционные (греческая «сигма» в форме а в начале и середине слова и в форме g на конце слова) комбинаторные (например, в арабском письме, где многие буквы имеют до 4 вариантов, используемых в зависимости от наличия или отсутствия справа и слева определенных других букв).
-
В зависимости от того, какого рода языковая единица обозначается письменным знаком, различают два вида письма — фонографию, т. е. «запись звуков», и идеографию, т. е. «запись идей», и соответственно два главных типа графем — фонограммы и идеограммы
-
Фонограммы — такие письменные знаки, которые обозначают звуковые единицы или звуковые особенности языка. Они только косвенно — через передачу звучаний — связываются со смыслом.
-
Среди фонограмм могут быть выделены:
1) фонемограммы 2) силлабограммы 3) знаки для сочетаний фонем, не соотносимых с делением на слоги 4) знаки для дифференциальных признаков 5) разного рода просодемограммы 6) знаки удвоения
-
Идеограммами мы называем письменные знаки, передающие значащие единицы языка непосредственно (не через передачу звучания этих единиц).
-
Типичными примерами идеограмм являются цифры, знаки +, =, % и т. д.
-
Предшественниками письма были мнемонические знаки (бирки, зарубки и т. Д.)
-
пиктография (от лат. pictus 'нарисованный'), т. е. наскальные и иные рисунки, служившие, помимо магической и, возможно, уже зарождавшейся эстетической функции, средством напоминания о содержании информации безотносительно к языковой форме передачи этого содержания.
-
АЛФАВИТ, ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ
Алфавит — это та часть инвентаря графем фонемографического письма, которая упорядочена в стандартной последовательности, в определенном «алфавитном порядке».
-
Слово алфавит (др.-греч. alphabetos) составлено из названий двух первых по порядку букв греческого алфавита — «альфы» и «беты», в более позднем произношении «виты»; ср. старую славянскую кальку этого греческого слова — азбука (по двум первым буквам славянского алфавита азъ и буки).
-
Графика и орфография вместе охватывают всю совокупность правил функционирования графем фонемографического письма. Правила эти распадаются на два цикла:
-
Первый цикл составляют правила графики — правила о соответствиях, связывающих в данной системе письма отдельныеграфемы и их комбинации с теми или иными звуковыми, фонологически существенными единицами языка (фонемами, слогами, ДП фонем, просодемами) и их сочетаниями.
-
Второй цикл составляют правила орфографии — правиланаписания значащих единиц языка, прежде всего морфем и слов,а также письменного оформления словосочетаний и предложений.
-
Орфография предполагает наличие соответствующих орфоэпическихпредписаний, устанавливающих «правильное произношение», т. е.более или менее строго определенное прочтение («озвучивание» впроцессе чтения) значащих единиц, записанных по ее нормам.
-
Выбор между параллельными возможностями написания, предоставляемыми графикой, осуществляется на основе того или иного орфографического принципа.
-
Первый принцип обычно называют «фонетическим» и выражают формулой «как слышится, так и пишется».
-
Второй принцип обычно называют «морфологическим», или «этимолого-морфологическим», а точнее можно назвать морфематическим. Суть его состоит в стремлении подчеркнуть единство морфемы, несколько сгладив на письме (в пределах, допускаемых графикой) реальное варьирование ее экспонента.
-
Третий принцип орфографии иногда называют «символико-морфологическим» Суть его состоит в стремлении обозначить единым письменным знаком граммему, т. е. член грамматической категории, распространить этот письменный знак и на формы, реальное звучание которых не дает для этого оснований.
-
Четвертый принцип называют дифференцировочным (иногда также «символическим», или «иероглифическим»). Он состоит в стремлении разграничить на письме лексические омонимы, закрепив за каждым из них разные написания.
-
Пятый принцип орфографии называют «историческим», «консервативным» или, лучше, традиционным. Это принцип сохранения написания, установившегося и ставшего привычным, но не отвечающего ни реальному произношению, ни морфологическим отношениям в современном языке.
-
Аналогично тому, как мы различаем язык и речь, так, говоря о письме, мы должны различать, с одной стороны, систему письма (инвентарь начертательных знаков и правила их функционирования), а с другой — конкретные акты использования этих знаков и возникающие при этом письменные тексты.
-
Рекомендуемая литература:
Основные: Маслов Ю.С. Введение в языкознание. 4-е изд.-М.: Высш. шк., 2005 Реформатский А.А. Введение в языковедение. - М.: Аспект-Пресс, 1996 Дополнительные: Ерофеева И.В., Копосов Д.Р. Введение в языкознание: Учебно-методическое пособие. - Казань: Казанский гос. ун-т, 2000 Кочергина В. А. Введение в языкознание.Изд.: Академический Проект, Гаудеамус, 2004 Березин Ф.М. История лингвистических учений. М: Высшая школа, 1975 Алпатов В.М. История лингвистических учений. М.: Языки русской культуры, 1999. Березин Ф.М. Хрестоматия по истории русского языкознания. М, 1977
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.