Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Презентация по русскому языку, нацеленная на то, чтобы помочь детям в закреплении материала по теме правописания НЕ с именами существительными. В работе собраны задания, пояснительные схемы и наглядные примеры.
Краткое содержание
Закрепление темы "Правописание НЕ с именами существительными"
Правописание НЕ с именами существительнымиУрок русского языка в 6 классе
Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «Макуловская СОШ»
Верхнеуслонского района Республики Татарстан
Белкина Татьяна Алексеевна
Слайд 2
Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом:
2 звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна… (К.Г.Паустовский)
Слайд 3
Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными
3
Слайд 4
Слитно Раздельно
4
Невежа
Невежда
Неряха
Неправда
Несчастье
Нездоровье
Не правда, а ложь
Вовсе не друг
Не счастье, а горе
Совсем не друг
Не здоровье, а болезнь
Ничуть не друг
Слайд 5
Побывал я однажды в стране,Где пропала частица не.Посмотрел я вокруг с доумением,Что за
5 лепое положение!Но вокруг было тихо-тихо,И во всём была разбериха.И на взрачной клумбе у будкиГолубые росли забудки.И погода стояла настная, И гуляла собака счастная, И, виляя хвостом уклюже,Пробегала пролазные лужи.Мне навстречу без всякого страха Шёл умытый, причёсанный ряха.И навстречу всем утром раноУлыбалась царевна Смеяна.Очень жаль, что только во снеЕсть страна без частицы не.
Слайд 6
Раскройте скобки, перепишите(Не)везение преследовало меня. (Не)везение, а труд и
6 настойчивость приведут к успехам в знаниях. (Не)везение преследовало меня, но труд и воля помогли добиться успехов в учении.
Слайд 7
Замените выделенные слова синонимичными Рабство для всех горько. Нельзя терпеть ложь.
7 Болезнь портит настроение. Его не сломило горе. Испытания закаляют характер. Слова для справки:невзгоды, неправда, неволя, несчастье, нездоровье.
Слайд 8
Найди и исправь ошибки Нескромность звучала в его словах, а дерзкая гордость. Добро по указу –
8 вовсе недобро. Ученье в счастье украшает, а в не счастье утешает.
Слайд 9
Задание на дом:1. Материал учебника (всем)2. Упражнение 219 (дополнить 2-3 пословицами на
9 данное правило)3. Сочинить лингвистическую сказку о данном правиле (по желанию)4. Подобрать слова с НЕ общего рода, характеризующие человека с положительной и отрицательной стороны (индивидуально)
Слайд 10
Использованная литература
1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе. Книга для учителя. М.: Просвещение 2007 год
2. Горашова Н.Г.Поурочное планирование по русскому языку к учебнику М.Т.Баранова и др. «Русский язык: 6 класс». М.: Экзамен 2006
3. Капинос В.И. Сборник заданий для тематического контроля. Русский язык. 6 класс. М.: Интеллект-Центр, 2009
4. Волина В.И. Учимся играя. М.: Просвещение, 2007
Посмотреть все слайды
Конспект
МБОУ «Макуловская СОШ»
Верхнеуслонского района Республики Татарстан
Правописание НЕ с именами существительными
Урок русского языка в 6 классе
Учитель русского языка и литературы
Белкина Татьяна Алексеевна
Тема. Правописание НЕ с именами существительными.
Цели.Познакомить учащихся с условиями слитного и раздельного написания НЕ с именами Существительными. Формировать умения: 1) переносить знания в новую ситуацию, 2) самостоятельно добывать знания, опираясь на ранее изученный материал; 3) логически мыслить и излагать свою точку зрения; 4) применять полученные знания на письме; 5) развивать монологическую речь, познавательный интерес к изучаемому материалу. Поддерживать на уроке атмосферу взаимопомощи между учителем и учениками.
Оборудование.Мультимедийный проектор, карточки с дифференцированными заданиями, конверт с заданиями от Незнайки.
I. Слово учителя
Прозвенел опять звонок,
Чтоб позвать нас на урок,
В мир открытий, знаний, света.
Вместе со звонком и я приглашаю вас в новое путешествие в богатый мир русского языка. А вот насколько удачным и интересным будет наш урок, зависит от вашего психологического настроя. Из листочков, которые лежат на ваших столах, выберите тот, что по цвету соответствует вашему настроению.
II. Игра «Кто зоркий»
Слайд №2
Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна…
(К.Г.Паустовский)
Прочитайте предложение.
Найдите орфограммы, которые «спрятались» в этом предложении.
Сформулируйте вопросы и задайте их классу.
Запишите предложение по памяти, затем проверьте себя.
Есть ли в этом предложении слова с НЕ?
Какое из них является именем существительным? (неясность) Докажите это.
Как будет называться тема нашего урока, если мы начали говорить о Не с существительными? (Правописание Не с именами существительными)
Что же мы должны решить в ней? (Когда Не пишется слитно, когда раздельно)
III. Изучение нового материала
1.Составление таблицы (Дети записывают её в справочники, учитель работает на интерактивной доске, используя материал презентации. В результате работы должна получиться следующая таблица).
Слайд №3-4
Слитно
Раздельно
Не-
Не-
Не …, а
Наличие слов
Невежа
Неправда
Не _ правда, а ложь
Вовсе не _ друг
Невежда
Несчастье
Не _ счастье, а горе
Совсем _ не друг
Неряха
Нездоровье
Не _ здоровье, а болезнь
Ничуть _ не друг
а) Как мы называем глубоко невоспитанного человека, б) малообразованного человека,
в) неаккуратного, неряшливого человека?
Могут ли эти слова употребляться без НЕ? (Нет)
В состав какой морфемы входит НЕ? (Корня)
Вывод: НЕ с существительными пишется слитно, если слово без НЕ не употребляется.
Подберите синонимы с НЕ к следующим словам: ложь, беда, болезнь, впишите их в таблицу. Какой морфемой является НЕ? (Приставкой)
Вывод: НЕ с существительными пишется слитно, если слово можно заменить синонимом без НЕ.
Подберите антонимы к следующим словам:
не правда, а …
не счастье, а …
не здоровье, а …
Вывод: НЕ с существительными пишется раздельно, если есть противопоставление с союзом А.
Сообщение учителя о раздельном написании НЕ с существительными, если есть слова ВОВСЕ НЕ, СОВСЕМ НЕ, НИЧУТЬ НЕ и т.д.
IV. Закрепление
Чтение материала учебника по теме «Правописание НЕ с именами существительными»
Чтение учителем стихотворения
Слайд №5
Побывал я однажды в стране,
Где пропала частица не.
Посмотрел я вокруг с доумением,
Что за лепое положение!
Но вокруг было тихо-тихо,
И во всём была разбериха.
И на взрачной клумбе у будки
Голубые росли забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная,
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шёл умытый, причёсанный ряха.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы не.
Какие слова с НЕ вы здесь встретили? (Ряха, доумение, забудки и т.д.)
Только ли имена существительные встретились здесь? (Прилагательные «лепое», «счастная», «пролазные»).
Какая неточность допущена в стихотворении? (Слова без НЕ не употребляются)
Почему автору «жаль, что только во сне есть страна без частицы НЕ»? (Не было бы людей с недостатками).
Синтаксическая пятиминутка
Синтаксический разбор предложения Учение – свет, а неучение – тьма.
(Не)везение преследовало меня. (Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях. (Не)везение преследовало меня, но труд и воля помогли добиться успехов в учении.
Подскажи словечко
Запишите предложения, заменив подчёркнутые слова синонимами с НЕ.
Слайд №7
Рабство для всех горько. Нельзя терпеть ложь. Болезнь портит настроение. Его не сломило горе. Испытания закаляют характер.
Слова для справки: невзгоды, неправда, неволя, несчастье, нездоровье.
Найдите ошибки в правописании НЕ с существительными, докажите свою правоту.
Слайд №8
Нескромность звучала в его словах, а дерзкая гордость. Добро по указу – вовсе недобро. Ученье в счастье украшает, а в не счастье утешает.
V.Обобщение
Чем пополнили вы сегодня багаж своих знаний?
Когда НЕ с существительными пишется слитно, когда раздельно?
С каким настроением вы работали сегодня на уроке? Поднимите один из листочков: если вам было интересно и легко – зелёный, если сложновато и что-то не поняли – жёлтый, если ничего не поняли и от этого настроение плохое – красный.
VI. Оценивание
Не везение, а труд и настойчивость привели вас к этому успеху. Труд и воля помогут вам добиться успехов в учении. Я желаю вам этого.
VII. Задание на дом
Слайд №9
Материал учебника (всем)
Упражнение 219 (дополнить 2-3 пословицами на данное правило)
Сочинить лингвистическую сказку о данном правиле (по желанию)
Подобрать слова с НЕ общего рода, характеризующие человека с положительной и отрицательной стороны (индивидуально)
Использованная литература
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе. Книга для учителя. М.: Просвещение 2007 год
Горашова Н.Г.Поурочное планирование по русскому языку к учебнику М.Т.Баранова и др. «Русский язык: 6 класс». М.: Экзамен 2006
Капинос В.И. Сборник заданий для тематического контроля. Русский язык. 6 класс. М.: Интеллект-Центр, 2009
Волина А.И. Учимся играя. М.: Просвещение, 2007
МБОУ «Макуловская СОШ»
Верхнеуслонского района Республики Татарстан
Правописание НЕ с именами существительными
Урок русского языка в 6 классе
Учитель русского языка и литературы
Белкина Татьяна Алексеевна
Тема. Правописание НЕ с именами существительными.
Цели.Познакомить учащихся с условиями слитного и раздельного написания НЕ с именами Существительными. Формировать умения: 1) переносить знания в новую ситуацию, 2) самостоятельно добывать знания, опираясь на ранее изученный материал; 3) логически мыслить и излагать свою точку зрения; 4) применять полученные знания на письме; 5) развивать монологическую речь, познавательный интерес к изучаемому материалу. Поддерживать на уроке атмосферу взаимопомощи между учителем и учениками.
Оборудование.Мультимедийный проектор, карточки с дифференцированными заданиями, конверт с заданиями от Незнайки.
I. Слово учителя
Прозвенел опять звонок,
Чтоб позвать нас на урок,
В мир открытий, знаний, света.
Вместе со звонком и я приглашаю вас в новое путешествие в богатый мир русского языка. А вот насколько удачным и интересным будет наш урок, зависит от вашего психологического настроя. Из листочков, которые лежат на ваших столах, выберите тот, что по цвету соответствует вашему настроению.
II. Игра «Кто зоркий»
Слайд №2
Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна…
(К.Г.Паустовский)
Прочитайте предложение.
Найдите орфограммы, которые «спрятались» в этом предложении.
Сформулируйте вопросы и задайте их классу.
Запишите предложение по памяти, затем проверьте себя.
Есть ли в этом предложении слова с НЕ?
Какое из них является именем существительным? (неясность) Докажите это.
Как будет называться тема нашего урока, если мы начали говорить о Не с существительными? (Правописание Не с именами существительными)
Что же мы должны решить в ней? (Когда Не пишется слитно, когда раздельно)
III. Изучение нового материала
1.Составление таблицы (Дети записывают её в справочники, учитель работает на интерактивной доске, используя материал презентации. В результате работы должна получиться следующая таблица).
Слайд №3-4
Слитно
Раздельно
Не-
Не-
Не …, а
Наличие слов
Невежа
Неправда
Не _ правда, а ложь
Вовсе не _ друг
Невежда
Несчастье
Не _ счастье, а горе
Совсем _ не друг
Неряха
Нездоровье
Не _ здоровье, а болезнь
Ничуть _ не друг
а) Как мы называем глубоко невоспитанного человека, б) малообразованного человека,
в) неаккуратного, неряшливого человека?
Могут ли эти слова употребляться без НЕ? (Нет)
В состав какой морфемы входит НЕ? (Корня)
Вывод: НЕ с существительными пишется слитно, если слово без НЕ не употребляется.
Подберите синонимы с НЕ к следующим словам: ложь, беда, болезнь, впишите их в таблицу. Какой морфемой является НЕ? (Приставкой)
Вывод: НЕ с существительными пишется слитно, если слово можно заменить синонимом без НЕ.
Подберите антонимы к следующим словам:
не правда, а …
не счастье, а …
не здоровье, а …
Вывод: НЕ с существительными пишется раздельно, если есть противопоставление с союзом А.
Сообщение учителя о раздельном написании НЕ с существительными, если есть слова ВОВСЕ НЕ, СОВСЕМ НЕ, НИЧУТЬ НЕ и т.д.
IV. Закрепление
Чтение материала учебника по теме «Правописание НЕ с именами существительными»
Чтение учителем стихотворения
Слайд №5
Побывал я однажды в стране,
Где пропала частица не.
Посмотрел я вокруг с доумением,
Что за лепое положение!
Но вокруг было тихо-тихо,
И во всём была разбериха.
И на взрачной клумбе у будки
Голубые росли забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная,
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шёл умытый, причёсанный ряха.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы не.
Какие слова с НЕ вы здесь встретили? (Ряха, доумение, забудки и т.д.)
Только ли имена существительные встретились здесь? (Прилагательные «лепое», «счастная», «пролазные»).
Какая неточность допущена в стихотворении? (Слова без НЕ не употребляются)
Почему автору «жаль, что только во сне есть страна без частицы НЕ»? (Не было бы людей с недостатками).
Синтаксическая пятиминутка
Синтаксический разбор предложения Учение – свет, а неучение – тьма.
(Не)везение преследовало меня. (Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях. (Не)везение преследовало меня, но труд и воля помогли добиться успехов в учении.
Подскажи словечко
Запишите предложения, заменив подчёркнутые слова синонимами с НЕ.
Слайд №7
Рабство для всех горько. Нельзя терпеть ложь. Болезнь портит настроение. Его не сломило горе. Испытания закаляют характер.
Слова для справки: невзгоды, неправда, неволя, несчастье, нездоровье.
Найдите ошибки в правописании НЕ с существительными, докажите свою правоту.
Слайд №8
Нескромность звучала в его словах, а дерзкая гордость. Добро по указу – вовсе недобро. Ученье в счастье украшает, а в не счастье утешает.
V.Обобщение
Чем пополнили вы сегодня багаж своих знаний?
Когда НЕ с существительными пишется слитно, когда раздельно?
С каким настроением вы работали сегодня на уроке? Поднимите один из листочков: если вам было интересно и легко – зелёный, если сложновато и что-то не поняли – жёлтый, если ничего не поняли и от этого настроение плохое – красный.
VI. Оценивание
Не везение, а труд и настойчивость привели вас к этому успеху. Труд и воля помогут вам добиться успехов в учении. Я желаю вам этого.
VII. Задание на дом
Слайд №9
Материал учебника (всем)
Упражнение 219 (дополнить 2-3 пословицами на данное правило)
Сочинить лингвистическую сказку о данном правиле (по желанию)
Подобрать слова с НЕ общего рода, характеризующие человека с положительной и отрицательной стороны (индивидуально)
Использованная литература
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе. Книга для учителя. М.: Просвещение 2007 год
Горашова Н.Г.Поурочное планирование по русскому языку к учебнику М.Т.Баранова и др. «Русский язык: 6 класс». М.: Экзамен 2006
Капинос В.И. Сборник заданий для тематического контроля. Русский язык. 6 класс. М.: Интеллект-Центр, 2009
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.