Презентация на тему "Правописание окончаний имен существительных"

Презентация: Правописание окончаний имен существительных
1 из 9
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.5
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация по русскому языку, цель которой дать сжатый и понятный для восприятия детей материал о правописании окончаний имен существительных. Автор проводит с учениками орфоэпическую и грамматическую работы, после чего предлагается выполнить тестовое задание по пройденному материалу и вместе ее проверить.

Краткое содержание

  • Изучение правописания окончаний имен существительных
  • Орфоэпическая работа
  • Грамматическая работа
  • Тестовое задание
  • Проверочная работа

Содержание

  • Презентация: Правописание окончаний имен существительных
    Слайд 1

    Древко Елена Вячеславовнаучитель русского языка и литературыМБОУ гимназия №1 г.Липецк

  • Слайд 2

    Правописание окончаний имён существительных

  • Слайд 3

    Орфоэпическая работа

    Задание: проставить ударение в словах, назвать имена существительные

    Баловать, диспансер, завидно, звонишь, коклюш, красивее, кремень, намерение, обеспечение, облегчить, премировать, столяр, ходатайствовать, черпать, щавель

  • Слайд 4

    Грамматическая работа

    Задание: исправить ошибки в образовании форм слова

    с четырёхстами рублями более нужнее трое подруг опытные доктора ляжьте на пол самый красивейший пейзаж замереть с восторга тормоза автомобиля

  • Слайд 5

    Как правило, имена существительные 2-го склонения с основой на твёрдый согласный в Р.п. мн.ч. имеют окончание- ов:

    столы – столов

    романы – романов

    Но некоторые имена существительные 2-го склонения с основой на твёрдый согласный в Р.п. мн.ч. имеют нулевое окончание, если они обозначают:

    парные предметы:сапоги – сапог□, погоны – погон□; чулки – чулок□, (но: носки - носков);

    национальность (если основа оканчивается на н или р):англичане – англичан□, болгары – болгар□, (но: якуты – якутов, арабы - арабов);

    воинские подразделения (как правило, устаревшие): (отряд) улан□, гусар□, драгун□, а также партизан□, солдат□, но: (пять) уланов, гусаров, драгунов;

    некоторые единицы измерения:ватт□, вольт□, ампер□, (но: метров, килограммов, гектаров, омов)

  • Слайд 6

    Тестовая работа

    1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    гораздо лучше;

    четырьмя способами;

    лягте; пара сапогов.

    2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    килограмм помидоров; будущие выборы; в двух тысяч втором году; опять ошиблась.

    3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    продажа апельсинов; пара чулков; красивее всех; сетка апельсинов.

    4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    пара туфель; несколько полотенец; опытные доктора; у болгаров.

  • Слайд 7

    Проверка теста

    1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    гораздо лучше;

    четырьмя способами;

    лягте; пара сапог.

    2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    килограмм помидоров; будущие выборы; в две тысячи втором году; опять ошиблась.

    3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    продажа апельсинов; пара чулок; красивее всех; сетка апельсинов.

    4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    пара туфель; несколько полотенец; опытные доктора; у болгар.

  • Слайд 8

    Итоги урока

    Имена существительные 2-го склонения с основой на твёрдый согласный в Р.п. мн.ч. имеют окончание- ов: столы – столов

    Некоторые имена существительные 2-го склонения с основой на твёрдый согласный в Р.п. мн.ч. имеют нулевое окончание, если они обозначают: парные предметы, национальность, названия воинских подразделений, некоторые единицы измерения

  • Слайд 9

    Домашнее задание

    §32, упражнение 166; упражнения 163, 164 (устно)

Посмотреть все слайды

Конспект

Мишенкова Марина Викторовна

МОУ « Волховская городская

гимназия»

педагогический стаж - 23 года

Высшая квалификационная

категория

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 1 КЛАССЕ

Тема урока:

« Обощение правил переноса слов »

Система Л.В.Занкова

Учебник: « Русский язык»,1 класс, Н.В.Нечаева.

(Издательство « Учебная литература», 2010г.)

Цель урока: Формирование у обучающихся навыков закрепления, обобщения и систематизации знаний по теме.

Задачи:

для учителя:

1. организовать исследование обучающимися языкового материала с целью анализа и обобщения грамматических правил переноса слов;

2. активизировать познавательную деятельность обучающихся: развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы;

3.формировать коммуникативные навыки у обучающихся;

4.формировать учебные действия: действия самооценки, взаимооценки и самоконтроля;

5. воспитывать бережное отношение к природе.

для обучающихся:

при исследовании, основанном на предыдущих знаниях правил о переносе слов поставить новую учебную задачу и самостоятельно сформулировать вывод об объединении трех правил в одно, учиться строить схемы.

Новое знание:

Объединение трех правил переноса в одно правило.

Проблемы:

1) Какие правила переноса слов можно объединить в одно?

2)Что нужно знать и уметь делать, чтобы правильно переносить слова с одной строки на другую?

Формы и методы:

1.Словесные методы: объяснение, описание, разъяснение.

2.Наглядный метод.

3.Проблемно – поисковый метод.

4.Метод решения учебных задач в учебном диалоге.

5.Метод исследования материала.

6.Работа в парах и группах.

7.Применение ИКТ (презентация)

Оборудование:

1.Компьютер.

2.Мультимедиа.

3.Индивидуальные карточки с изображением « Дерева радости».

4. Сигнальная карточка « светофорчик».

5.Учебник: « Русский язык»,1 класс, Н.В.Нечаева. (Издательство « Учебная литература», 2010г.)

Интернет ресурсы:

1.qqrf.bloqspot.com

2.sqames.ua

3.master-live.ru/qifimq/sobaki3.h…

4.malishastiki.mylivepaqe.ru

5.vector-imaqes.com

Ход урока

Этапы урока

Содержание этапов урока

Ожидаемый результат

1Оргмомент

а) пальчиковая гимнастика

б) подготовка к письму

- осанка

-работа над каллиграфией

2 Повторение пройденного

Самостоятельная работа №1

Работа в парах

Учебный диалог

«ученик – ученик»

Группировка

3.Актуализация общих

сведений

о правилах переноса

Самостоятельная работа №2

Работа в парах

Физкульминутка

( на 10 минуте урока)

4.Постановка учебной задачи.

- Здравствуйте ребята! Садитесь.

- Ребята, готовы ли вы к уроку? Покажите сигнал.

( Дети показывают сигнальную карточку)

-На вас, надеюсь, я друзья

Мы хороший, дружный класс

Все получится у нас!

-Сначала разомнем свои пальчики.

Идет по парте человек,

Переставляет ножки,

А если ножки смотрят вверх,

То получились рожки.

( Ученица читает стихотворение, а дети готовят тетрадь, ручку, принимают правильную осанку)

-Я тетрадочку открою и как надо положу

Я от вас друзья не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо не согнусь.

За работу я примусь.

- Посмотрите на опорную схему и назовите правила, которые нужно выполнять при письме.

1 уч. Пишу с наклоном.

2 уч. Нельзя обводить ручкой букву несколько раз.

3 уч. В конце предложений ставлю точку.

4 уч. Не захожу за границы строки.

5 уч. Нельзя стирать ручку резинкой.

- Посмотрите на доску. Какие задания вы дадите для этих написаний?

На доске.

де ти нь на во ро

1 уч. Можно списать.

2 уч. Из них составить слова.

3 уч. Распределить на группы.

4 уч. Подчеркнуть мягкие согласные зеленым, твердые согласные синим.

- Выполним задание, которое предложила Таня. Составь и запиши слова на первой строке.

( 1 ученик (Лера) работает за доской, класс работает самостоятельно в тетрадях)

-Дополнительное задание.

Подчеркните в словах зеленым цветом буквы, обозначающие мягкие согласные звуки, а синим - твердые согласные.

Проверка № 1.

- Назовите алгоритм проверки.

image1.wmf- Точка, лодочка, ударение, опасные места.

Проверка №2.

-После написания выполнить проверку в парах.

( Пара, которая готова к проверке, поднимает руки домиком)

Проверка №3.

-А теперь проверим, как выполнила работу Лера.

( Лера составила 3 слова: день, дети, ворона. Дети сигналом оценивают работу)

-Хорошо.

1 уч. А я составил еще одно слово – тина.

- Молодец! Но на уроке мы будем работать со словами, которые составила Лера. Будьте внимательны!

-Лера, назови слова, в которых только твердые согласные звуки.

-Ворона.

-Что ты скажешь про другие слова?

-В словах день и дети все согласные звуки мягкие.

- Что указывает на мягкость согласных в этих словах?

-Гласные «е, и» и буква мягкий знак.

-А теперь вы, ребята, задайте Лере « умные» вопросы к данным словам.

1 уч. Какое слово лишнее?

2 уч. Почему в слове « день» нет ударения?

3 уч. Разбей слова на группы по вопросам кто? и что?

- На какие еще группы можно разбить слова?

1 уч. По количеству букв.(4 и 6)

2 уч. Слова, где все мягкие согласные и где все твердые .

3 уч. Слова, которые переносятся и не переносятся…

-Назовите слово, в котором звуков меньше, чем букв.

-Это слово « ДЕНЬ».

-Можно ли это слово перенести с одной строки на другую?

-Нет.

-Почему?

-Потому что в слове 1 гласный, значит 1 слог и его переносят на новую строку целым словом.

-Что общего в других словах?

-Другие слова можно перенести.

-Запишите эти слова для переноса. Не забывайте о правилах каллиграфического письма.

(Катя работает за доской, а класс самостоятельно в тетрадях)

Проверка № 1.

( по алгоритму)

Проверка №2.

-После написания выполнить в парах.

Выполнить проверку в паре. ( Пара, которая готова к проверке, поднимает руки домиком)

Проверка №3.

( Катя объясняет способы переноса, дети оценивают сигналом правильность ответа ученицы)

( Ответ Кати:

-Слово « ворона» можно перенести двумя способами: во - рона и воро-на; слово « дети» переносится только: де-ти.

-Сигнал.

(Дети показывают: )

-Молодцы!

-Встали дети, отдохнем.

Ветер дует нам в лицо, (движения руками к лицу)

Закачалось деревцо, (движения руками в стороны)

Ветер тише, тише, тише, (приседания)

Деревцо все выше, выше, выше! (потягивания, руки вверх)

Раз, два - выше голова,

Три, четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть,

Семь, восемь – лень отбросим.

-Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

- О переносе.

Слайд № 2

- Но мы о переносе знаем очень много. Что же мы должны сделать со всеми нашими знаниями? Какова же будет тема урока?

- Мы будем наши знания обобщать.

-Много правил объединять в одно правило.

Создание положительной мотивации к уроку

Подготовка рук к письму

Формирова-

ние правильной осанки

Соблюдение правил каллиграфического письма на уроке

Создание ситуации успеха

Дети должны уметь сравнивать написания.

( Развиваются навыки самоконтроля и взаимоконтроля)

На всем этапе урока обучающиеся работают с сигнальной карточкой, контролируя отвечающего.

Рефлексия на основе диалога

« ученик – ученик»

Умение видеть общие признаки и отличия

Выделение слов, которые можно перенести

Смена видов деятельности, отдых.

Выход на учебную задачу обучающими

ся

4. Новый материал

Самостоятельная

работа № 3

- работа в группах

-организация исследования языкового материала

- проверка работы групп

- выход на решение проблемы №1

- работа по учебнику

- итог 4 этапа работы

Физкульминутка

( гимнастика для глаз; на 20 минуте урока)

5.Составление алгоритма учебных действий

- выход на решение проблемы №2.

6.Закрепление пройденного

Самостоятельная работа №4

Результатив

ность

а) самостоятельной работы № 4.

б) опроса по теме урока

7. Итог урока

8.Самооценка и самоанализ урока

- ученики:

- учитель:

- Правильно. Тема урока такая: « Обобщение правил переноса».

- Для выполнения поставленной цели, вы сегодня будете работать в группах.

Инструкция выполнения работы

-Каждая группа получает карточку с набором слов. Ваша задача:

1.Внимательно прочитать слова.

2.Найти общий признак в этих словах, но помните, что может быть « ловушка».

3.Определить, к какому способу переноса относятся эти слова.

4. Составить схему и изобразить ее на листке.

( Каждой группе выдается лист со словами, которые дети анализируют, обобщают по общему признаку, находят « ловушку», составляют схему, договариваются о том, кто будет защищать мнение группы)

Листы со словами для групп

1 ребята

дети

свекла

слог

2 язык

ягоды

авария

овощи

3 польза

бульон

пеньки

вьюн

4 отъезд

объем

подъезд

въезд

5 майка

мой

район

змейка

6 класс

масса

суббота

сумма

( После выполнения работы, группа поднимает руки вверх домиком)

Проверка .

(1 ученик от группы выходит к доске и рассказывает о случае переноса.)

( Ответ ученика:

-В нашей группе слов есть общий признак – все слова пишутся с ь. При переносе слов, ь остается на строке.

« Ловушка» - это слово вьюн, т.к. оно не переносится, там 1 слог.

Вот наша схема. )

( Учитель на доске выставляет схемы переноса, составленные обучающимися, а на экране (одновременно) появляются слова на данное правило).

Слайд № 3.

-На доске 6 правил переноса, вы смогли обобщить слова и самостоятельно составили схемы случаев переноса. Молодцы!

-Посмотрите внимательно на схемы и подумайте, есть ли схемы (правила) очень похожие и что с ними можно сделать?

- 1 уч. Есть три похожие схемы: с Й, Ь, иЪ.

-2 уч. Все буквы остаются в первой лодочке, остаются на строке. Все это как одно правило, только буквы разные и эти правила можно объединить в одно

- Молодцы! Вот какое открытие вы сегодня сделали!

( на слайде № 3 появляется фигурная скобка, объединяющая три правила)

-Откроем учебник на с.32.

-Прочитаем правило в учебнике по цепочке и сравним с теми правилами, которые вывели на уроке сами (чтение детей).

Правило в учебнике

Переноси слова по слогам: муаей,

сравни: здесь.

Слог из одной гласной не оставляй на строчке и не переноси на другую: ово-щи, аист.

Буквы Ь, Ъ, Й не отделяй от стоящей перед ними буквы: ма-лень-кий, объ-яв-ле-ние, му-ра-вей-ник.

При переносе слов с двойными согласными одну букву оставляют на строке, другую переносят: суб-бота, сум-ма.

-Правильно ли мы сделали выводы?

- Да, правильно.

- Почему же Наталья Васильевна Нечаева объединила три правила с Ь, Ъ, Й в одно правило?

-1 уч. Наталья Васильевна тоже увидела одинаковый способ в этих правилах переноса.

-2уч.Она объединила их для того, чтобы нам легко было их применять.

-3уч. А еще у нее в правиле говорится, что эти буквы нельзя отделять от стоящей перед ними буквы.

-Молодцы! Значит, вы умеете мыслить и делать выводы, как взрослые!

-Зачем же нужно уметь переносить слова с одной строки на другую?

-Умея переносить, мы экономим место на строке, экономим лист в тетради, а, следовательно, экономим бумагу и относимся бережно к лесу.

1.- Голова ровно. Посмотрели глазками наверх, налево, направо, вниз.

2.-Глазами начертите круг, квадрат, треугольник.

3.-Закройте глаза: представьте луг, солнце, речку, лес.

4.-На счет « три» открываем глаза, продолжаем работу.

Слайд № 4

-Что нужно знать и уметь делать, чтобы правильно переносить слова с одной строки на другую?

Алгоритм

-1уч. Найти гласные.

-2уч. Определить количество слогов

-3уч. Вспомнить необходимое правило.

Слайд № 5

-К нам в гости пришел Незнайка, который часто бывал на наших уроках. А т.к. урок обобщающий, он тоже выполнил работу и готов показать вам свои знания.

о-гонь

по-дъем

конь-ки работа Незнайки

зме-я

ле-йка

ва-нна

Покажите сигналом, правильно ли он все сделал?

- Нет!

- Какая задача стоит перед вами?

-Исправить ошибки у Незнайки и записать слова с правильным переносом.

-Слова запишите в столбик. Следите за осанкой и

каллиграфией (работа обучающихся в тетради).

Проверка №1

-Что нужно сделать после написания?

-Проверить!

-Как?

-По алгоритму (точка, лодочка, ударение)

Проверка №2

-Сейчас мы будем проверять работу Незнайки. Вы в роли учителя.1 ученик объясняет слово, а класс сигнальными карточками контролирует ответ ученика.

( Объяснение:

Слово «огонь» Незнайка перенес неправильно, т.к. одну букву не оставляют на строке и слово переносится целиком.) и т.д.

- А кто увидел еще ошибки у Незнайки?

-Он свое имя написал со строчной буквы, а надо с заглавной.

-К какой группе правил относится эта ошибка?

-Правописание имен собственных.

-Молодцы!

Проверка №3

-А теперь проверьте свою работу по образцу: если вы правильно написали слово, то ставите рядом со словом +, если нет, то -.

Образец работы ученика

огонь +

подъ-ем +

конь-ки +

змея +

лей – ка +

ван – на +

-Подведем итоги данной работы.

-Поднимите руки, кто выполнил работу без ошибок

( 22 человека);

- кто допустил 1-2 ошибки (4 человека);

- кто ошибся 3 раза (0).

Молодцы! Все старались!

-Поднимите руку те, кто может сказать: « я хорошо и отлично усвоил правила переноса»

( 24 человека)

- А кто еще может ошибаться?

( 2 человека)

-Мы вам будем помогать. Ведь в школу все пришли учиться.

-А вот как переносил слова один первоклассник в стихотворении А.Шибаева « Как я перенес слова».

( читает ученик)

Мы изучаем перенос,

Вот как слова я перенес:

Едва я перенес е-два

И получил за это « два».

Укол я перенес у-кол

И получил за это « кол».

Опять я перенес о-пять.

Теперь, наверно, будет « пять»?!

-Как вы думаете. Получит ученик за последнее слово «5»?

-Нет!

-Почему?

-Слово « опять» не переносится.

- Давайте еще раз повторим это правило для мальчика, чтобы он свою пятерку все – таки получил.

-Слог из одной гласной нельзя оставлять на строке.

-Ребята, у вас на столе лежит « дерево радости». Отметьте на нем то место, как вы оцениваете себя на уроке: что получилось, что нет, к чему будете стремиться.

Слайд № 6.

( Дети на индивидуальных карточках отмечают значком свое место на уроке и рассказывают о своих достижениях, неудачах на уроке).

( Ответ ученика:

Я нахожусь на этой веточке, т.к. я много отвечала, но допускала ошибки. Буду стараться быть внимательной! Урок мне очень понравился!)

ДЕРЕВО РАДОСТИ

-Мне тоже очень понравилось, как вы дружно работали, были активными и я свое солнышко

поместила на самой верхушке дерева.

-Молодцы!

-Благодарю всех за урок!

Повышенный уровень, если дети находят «ловушку» и смогут самостоятель

но объяснить свои учебные действия.

Развитие коммуникативных навыков общения.

Развитие монологи

ческой речи

Обучающиеся контролируют сигнальной карточкой ответы учеников.

(взаимоконт

роль)

Соответствие правил учебника открытиям, которые дети сделали сами.

Создание положитель

ной мотивации

Межпредмет

ная связь

( окружающий мир)

Смена видов деятельности, отдых.

Осознание обучающими

ся поставленных задач урока через составление алгоритма.

Рефлексия

Умение использовать правила переноса

Самоконтроль

Взаимоконт

роль (сигнальные карточки)

Самоконтроль

Рефлексия.

Создание атмосферы уверенности и взаимопомо

щи.

Найти ошибку в словах, исправить ее и повторить нужное правило переноса

Создание положитель

ной мотивации у обучающихся

Мишенкова Марина Викторовна

МОУ « Волховская городская

гимназия»

педагогический стаж - 23 года

Высшая квалификационная

категория

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 1 КЛАССЕ

Тема урока:

« Обощение правил переноса слов »

Система Л.В.Занкова

Учебник: « Русский язык»,1 класс, Н.В.Нечаева.

(Издательство « Учебная литература», 2010г.)

Цель урока: Формирование у обучающихся навыков закрепления, обобщения и систематизации знаний по теме.

Задачи:

для учителя:

1. организовать исследование обучающимися языкового материала с целью анализа и обобщения грамматических правил переноса слов;

2. активизировать познавательную деятельность обучающихся: развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы;

3.формировать коммуникативные навыки у обучающихся;

4.формировать учебные действия: действия самооценки, взаимооценки и самоконтроля;

5. воспитывать бережное отношение к природе.

для обучающихся:

при исследовании, основанном на предыдущих знаниях правил о переносе слов поставить новую учебную задачу и самостоятельно сформулировать вывод об объединении трех правил в одно, учиться строить схемы.

Новое знание:

Объединение трех правил переноса в одно правило.

Проблемы:

1) Какие правила переноса слов можно объединить в одно?

2)Что нужно знать и уметь делать, чтобы правильно переносить слова с одной строки на другую?

Формы и методы:

1.Словесные методы: объяснение, описание, разъяснение.

2.Наглядный метод.

3.Проблемно – поисковый метод.

4.Метод решения учебных задач в учебном диалоге.

5.Метод исследования материала.

6.Работа в парах и группах.

7.Применение ИКТ (презентация)

Оборудование:

1.Компьютер.

2.Мультимедиа.

3.Индивидуальные карточки с изображением « Дерева радости».

4. Сигнальная карточка « светофорчик».

5.Учебник: « Русский язык»,1 класс, Н.В.Нечаева. (Издательство « Учебная литература», 2010г.)

Интернет ресурсы:

1.qqrf.bloqspot.com

2.sqames.ua

3.master-live.ru/qifimq/sobaki3.h…

4.malishastiki.mylivepaqe.ru

5.vector-imaqes.com

Ход урока

Этапы урока

Содержание этапов урока

Ожидаемый результат

1Оргмомент

а) пальчиковая гимнастика

б) подготовка к письму

- осанка

-работа над каллиграфией

2 Повторение пройденного

Самостоятельная работа №1

Работа в парах

Учебный диалог

«ученик – ученик»

Группировка

3.Актуализация общих

сведений

о правилах переноса

Самостоятельная работа №2

Работа в парах

Физкульминутка

( на 10 минуте урока)

4.Постановка учебной задачи.

- Здравствуйте ребята! Садитесь.

- Ребята, готовы ли вы к уроку? Покажите сигнал.

( Дети показывают сигнальную карточку)

-На вас, надеюсь, я друзья

Мы хороший, дружный класс

Все получится у нас!

-Сначала разомнем свои пальчики.

Идет по парте человек,

Переставляет ножки,

А если ножки смотрят вверх,

То получились рожки.

( Ученица читает стихотворение, а дети готовят тетрадь, ручку, принимают правильную осанку)

-Я тетрадочку открою и как надо положу

Я от вас друзья не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо не согнусь.

За работу я примусь.

- Посмотрите на опорную схему и назовите правила, которые нужно выполнять при письме.

1 уч. Пишу с наклоном.

2 уч. Нельзя обводить ручкой букву несколько раз.

3 уч. В конце предложений ставлю точку.

4 уч. Не захожу за границы строки.

5 уч. Нельзя стирать ручку резинкой.

- Посмотрите на доску. Какие задания вы дадите для этих написаний?

На доске.

де ти нь на во ро

1 уч. Можно списать.

2 уч. Из них составить слова.

3 уч. Распределить на группы.

4 уч. Подчеркнуть мягкие согласные зеленым, твердые согласные синим.

- Выполним задание, которое предложила Таня. Составь и запиши слова на первой строке.

( 1 ученик (Лера) работает за доской, класс работает самостоятельно в тетрадях)

-Дополнительное задание.

Подчеркните в словах зеленым цветом буквы, обозначающие мягкие согласные звуки, а синим - твердые согласные.

Проверка № 1.

- Назовите алгоритм проверки.

image1.wmf- Точка, лодочка, ударение, опасные места.

Проверка №2.

-После написания выполнить проверку в парах.

( Пара, которая готова к проверке, поднимает руки домиком)

Проверка №3.

-А теперь проверим, как выполнила работу Лера.

( Лера составила 3 слова: день, дети, ворона. Дети сигналом оценивают работу)

-Хорошо.

1 уч. А я составил еще одно слово – тина.

- Молодец! Но на уроке мы будем работать со словами, которые составила Лера. Будьте внимательны!

-Лера, назови слова, в которых только твердые согласные звуки.

-Ворона.

-Что ты скажешь про другие слова?

-В словах день и дети все согласные звуки мягкие.

- Что указывает на мягкость согласных в этих словах?

-Гласные «е, и» и буква мягкий знак.

-А теперь вы, ребята, задайте Лере « умные» вопросы к данным словам.

1 уч. Какое слово лишнее?

2 уч. Почему в слове « день» нет ударения?

3 уч. Разбей слова на группы по вопросам кто? и что?

- На какие еще группы можно разбить слова?

1 уч. По количеству букв.(4 и 6)

2 уч. Слова, где все мягкие согласные и где все твердые .

3 уч. Слова, которые переносятся и не переносятся…

-Назовите слово, в котором звуков меньше, чем букв.

-Это слово « ДЕНЬ».

-Можно ли это слово перенести с одной строки на другую?

-Нет.

-Почему?

-Потому что в слове 1 гласный, значит 1 слог и его переносят на новую строку целым словом.

-Что общего в других словах?

-Другие слова можно перенести.

-Запишите эти слова для переноса. Не забывайте о правилах каллиграфического письма.

(Катя работает за доской, а класс самостоятельно в тетрадях)

Проверка № 1.

( по алгоритму)

Проверка №2.

-После написания выполнить в парах.

Выполнить проверку в паре. ( Пара, которая готова к проверке, поднимает руки домиком)

Проверка №3.

( Катя объясняет способы переноса, дети оценивают сигналом правильность ответа ученицы)

( Ответ Кати:

-Слово « ворона» можно перенести двумя способами: во - рона и воро-на; слово « дети» переносится только: де-ти.

-Сигнал.

(Дети показывают: )

-Молодцы!

-Встали дети, отдохнем.

Ветер дует нам в лицо, (движения руками к лицу)

Закачалось деревцо, (движения руками в стороны)

Ветер тише, тише, тише, (приседания)

Деревцо все выше, выше, выше! (потягивания, руки вверх)

Раз, два - выше голова,

Три, четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть,

Семь, восемь – лень отбросим.

-Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

- О переносе.

Слайд № 2

- Но мы о переносе знаем очень много. Что же мы должны сделать со всеми нашими знаниями? Какова же будет тема урока?

- Мы будем наши знания обобщать.

-Много правил объединять в одно правило.

Создание положительной мотивации к уроку

Подготовка рук к письму

Формирова-

ние правильной осанки

Соблюдение правил каллиграфического письма на уроке

Создание ситуации успеха

Дети должны уметь сравнивать написания.

( Развиваются навыки самоконтроля и взаимоконтроля)

На всем этапе урока обучающиеся работают с сигнальной карточкой, контролируя отвечающего.

Рефлексия на основе диалога

« ученик – ученик»

Умение видеть общие признаки и отличия

Выделение слов, которые можно перенести

Смена видов деятельности, отдых.

Выход на учебную задачу обучающими

ся

4. Новый материал

Самостоятельная

работа № 3

- работа в группах

-организация исследования языкового материала

- проверка работы групп

- выход на решение проблемы №1

- работа по учебнику

- итог 4 этапа работы

Физкульминутка

( гимнастика для глаз; на 20 минуте урока)

5.Составление алгоритма учебных действий

- выход на решение проблемы №2.

6.Закрепление пройденного

Самостоятельная работа №4

Результатив

ность

а) самостоятельной работы № 4.

б) опроса по теме урока

7. Итог урока

8.Самооценка и самоанализ урока

- ученики:

- учитель:

- Правильно. Тема урока такая: « Обобщение правил переноса».

- Для выполнения поставленной цели, вы сегодня будете работать в группах.

Инструкция выполнения работы

-Каждая группа получает карточку с набором слов. Ваша задача:

1.Внимательно прочитать слова.

2.Найти общий признак в этих словах, но помните, что может быть « ловушка».

3.Определить, к какому способу переноса относятся эти слова.

4. Составить схему и изобразить ее на листке.

( Каждой группе выдается лист со словами, которые дети анализируют, обобщают по общему признаку, находят « ловушку», составляют схему, договариваются о том, кто будет защищать мнение группы)

Листы со словами для групп

1 ребята

дети

свекла

слог

2 язык

ягоды

авария

овощи

3 польза

бульон

пеньки

вьюн

4 отъезд

объем

подъезд

въезд

5 майка

мой

район

змейка

6 класс

масса

суббота

сумма

( После выполнения работы, группа поднимает руки вверх домиком)

Проверка .

(1 ученик от группы выходит к доске и рассказывает о случае переноса.)

( Ответ ученика:

-В нашей группе слов есть общий признак – все слова пишутся с ь. При переносе слов, ь остается на строке.

« Ловушка» - это слово вьюн, т.к. оно не переносится, там 1 слог.

Вот наша схема. )

( Учитель на доске выставляет схемы переноса, составленные обучающимися, а на экране (одновременно) появляются слова на данное правило).

Слайд № 3.

-На доске 6 правил переноса, вы смогли обобщить слова и самостоятельно составили схемы случаев переноса. Молодцы!

-Посмотрите внимательно на схемы и подумайте, есть ли схемы (правила) очень похожие и что с ними можно сделать?

- 1 уч. Есть три похожие схемы: с Й, Ь, иЪ.

-2 уч. Все буквы остаются в первой лодочке, остаются на строке. Все это как одно правило, только буквы разные и эти правила можно объединить в одно

- Молодцы! Вот какое открытие вы сегодня сделали!

( на слайде № 3 появляется фигурная скобка, объединяющая три правила)

-Откроем учебник на с.32.

-Прочитаем правило в учебнике по цепочке и сравним с теми правилами, которые вывели на уроке сами (чтение детей).

Правило в учебнике

Переноси слова по слогам: муаей,

сравни: здесь.

Слог из одной гласной не оставляй на строчке и не переноси на другую: ово-щи, аист.

Буквы Ь, Ъ, Й не отделяй от стоящей перед ними буквы: ма-лень-кий, объ-яв-ле-ние, му-ра-вей-ник.

При переносе слов с двойными согласными одну букву оставляют на строке, другую переносят: суб-бота, сум-ма.

-Правильно ли мы сделали выводы?

- Да, правильно.

- Почему же Наталья Васильевна Нечаева объединила три правила с Ь, Ъ, Й в одно правило?

-1 уч. Наталья Васильевна тоже увидела одинаковый способ в этих правилах переноса.

-2уч.Она объединила их для того, чтобы нам легко было их применять.

-3уч. А еще у нее в правиле говорится, что эти буквы нельзя отделять от стоящей перед ними буквы.

-Молодцы! Значит, вы умеете мыслить и делать выводы, как взрослые!

-Зачем же нужно уметь переносить слова с одной строки на другую?

-Умея переносить, мы экономим место на строке, экономим лист в тетради, а, следовательно, экономим бумагу и относимся бережно к лесу.

1.- Голова ровно. Посмотрели глазками наверх, налево, направо, вниз.

2.-Глазами начертите круг, квадрат, треугольник.

3.-Закройте глаза: представьте луг, солнце, речку, лес.

4.-На счет « три» открываем глаза, продолжаем работу.

Слайд № 4

-Что нужно знать и уметь делать, чтобы правильно переносить слова с одной строки на другую?

Алгоритм

-1уч. Найти гласные.

-2уч. Определить количество слогов

-3уч. Вспомнить необходимое правило.

Слайд № 5

-К нам в гости пришел Незнайка, который часто бывал на наших уроках. А т.к. урок обобщающий, он тоже выполнил работу и готов показать вам свои знания.

о-гонь

по-дъем

конь-ки работа Незнайки

зме-я

ле-йка

ва-нна

Покажите сигналом, правильно ли он все сделал?

- Нет!

- Какая задача стоит перед вами?

-Исправить ошибки у Незнайки и записать слова с правильным переносом.

-Слова запишите в столбик. Следите за осанкой и

каллиграфией (работа обучающихся в тетради).

Проверка №1

-Что нужно сделать после написания?

-Проверить!

-Как?

-По алгоритму (точка, лодочка, ударение)

Проверка №2

-Сейчас мы будем проверять работу Незнайки. Вы в роли учителя.1 ученик объясняет слово, а класс сигнальными карточками контролирует ответ ученика.

( Объяснение:

Слово «огонь» Незнайка перенес неправильно, т.к. одну букву не оставляют на строке и слово переносится целиком.) и т.д.

- А кто увидел еще ошибки у Незнайки?

-Он свое имя написал со строчной буквы, а надо с заглавной.

-К какой группе правил относится эта ошибка?

-Правописание имен собственных.

-Молодцы!

Проверка №3

-А теперь проверьте свою работу по образцу: если вы правильно написали слово, то ставите рядом со словом +, если нет, то -.

Образец работы ученика

огонь +

подъ-ем +

конь-ки +

змея +

лей – ка +

ван – на +

-Подведем итоги данной работы.

-Поднимите руки, кто выполнил работу без ошибок

( 22 человека);

- кто допустил 1-2 ошибки (4 человека);

- кто ошибся 3 раза (0).

Молодцы! Все старались!

-Поднимите руку те, кто может сказать: « я хорошо и отлично усвоил правила переноса»

( 24 человека)

- А кто еще может ошибаться?

( 2 человека)

-Мы вам будем помогать. Ведь в школу все пришли учиться.

-А вот как переносил слова один первоклассник в стихотворении А.Шибаева « Как я перенес слова».

( читает ученик)

Мы изучаем перенос,

Вот как слова я перенес:

Едва я перенес е-два

И получил за это « два».

Укол я перенес у-кол

И получил за это « кол».

Опять я перенес о-пять.

Теперь, наверно, будет « пять»?!

-Как вы думаете. Получит ученик за последнее слово «5»?

-Нет!

-Почему?

-Слово « опять» не переносится.

- Давайте еще раз повторим это правило для мальчика, чтобы он свою пятерку все – таки получил.

-Слог из одной гласной нельзя оставлять на строке.

-Ребята, у вас на столе лежит « дерево радости». Отметьте на нем то место, как вы оцениваете себя на уроке: что получилось, что нет, к чему будете стремиться.

Слайд № 6.

( Дети на индивидуальных карточках отмечают значком свое место на уроке и рассказывают о своих достижениях, неудачах на уроке).

( Ответ ученика:

Я нахожусь на этой веточке, т.к. я много отвечала, но допускала ошибки. Буду стараться быть внимательной! Урок мне очень понравился!)

ДЕРЕВО РАДОСТИ

-Мне тоже очень понравилось, как вы дружно работали, были активными и я свое солнышко

поместила на самой верхушке дерева.

-Молодцы!

-Благодарю всех за урок!

Повышенный уровень, если дети находят «ловушку» и смогут самостоятель

но объяснить свои учебные действия.

Развитие коммуникативных навыков общения.

Развитие монологи

ческой речи

Обучающиеся контролируют сигнальной карточкой ответы учеников.

(взаимоконт

роль)

Соответствие правил учебника открытиям, которые дети сделали сами.

Создание положитель

ной мотивации

Межпредмет

ная связь

( окружающий мир)

Смена видов деятельности, отдых.

Осознание обучающими

ся поставленных задач урока через составление алгоритма.

Рефлексия

Умение использовать правила переноса

Самоконтроль

Взаимоконт

роль (сигнальные карточки)

Самоконтроль

Рефлексия.

Создание атмосферы уверенности и взаимопомо

щи.

Найти ошибку в словах, исправить ее и повторить нужное правило переноса

Создание положитель

ной мотивации у обучающихся

Скачать конспект

Сообщить об ошибке