- Правильно. Тема урока такая: « Обобщение правил переноса».
- Для выполнения поставленной цели, вы сегодня будете работать в группах.
Инструкция выполнения работы
-Каждая группа получает карточку с набором слов. Ваша задача:
1.Внимательно прочитать слова.
2.Найти общий признак в этих словах, но помните, что может быть « ловушка».
3.Определить, к какому способу переноса относятся эти слова.
4. Составить схему и изобразить ее на листке.
( Каждой группе выдается лист со словами, которые дети анализируют, обобщают по общему признаку, находят « ловушку», составляют схему, договариваются о том, кто будет защищать мнение группы)
Листы со словами для групп
1 ребята
дети
свекла
слог
2 язык
ягоды
авария
овощи
3 польза
бульон
пеньки
вьюн
4 отъезд
объем
подъезд
въезд
5 майка
мой
район
змейка
6 класс
масса
суббота
сумма
( После выполнения работы, группа поднимает руки вверх домиком)
Проверка .
(1 ученик от группы выходит к доске и рассказывает о случае переноса.)
( Ответ ученика:
-В нашей группе слов есть общий признак – все слова пишутся с ь. При переносе слов, ь остается на строке.
« Ловушка» - это слово вьюн, т.к. оно не переносится, там 1 слог.
Вот наша схема. )
( Учитель на доске выставляет схемы переноса, составленные обучающимися, а на экране (одновременно) появляются слова на данное правило).
Слайд № 3.
-На доске 6 правил переноса, вы смогли обобщить слова и самостоятельно составили схемы случаев переноса. Молодцы!
-Посмотрите внимательно на схемы и подумайте, есть ли схемы (правила) очень похожие и что с ними можно сделать?
- 1 уч. Есть три похожие схемы: с Й, Ь, иЪ.
-2 уч. Все буквы остаются в первой лодочке, остаются на строке. Все это как одно правило, только буквы разные и эти правила можно объединить в одно
- Молодцы! Вот какое открытие вы сегодня сделали!
( на слайде № 3 появляется фигурная скобка, объединяющая три правила)
-Откроем учебник на с.32.
-Прочитаем правило в учебнике по цепочке и сравним с теми правилами, которые вывели на уроке сами (чтение детей).
Правило в учебнике
Переноси слова по слогам: му-ра-вей,
сравни: здесь.
Слог из одной гласной не оставляй на строчке и не переноси на другую: ово-щи, аист.
Буквы Ь, Ъ, Й не отделяй от стоящей перед ними буквы: ма-лень-кий, объ-яв-ле-ние, му-ра-вей-ник.
При переносе слов с двойными согласными одну букву оставляют на строке, другую переносят: суб-бота, сум-ма.
-Правильно ли мы сделали выводы?
- Да, правильно.
- Почему же Наталья Васильевна Нечаева объединила три правила с Ь, Ъ, Й в одно правило?
-1 уч. Наталья Васильевна тоже увидела одинаковый способ в этих правилах переноса.
-2уч.Она объединила их для того, чтобы нам легко было их применять.
-3уч. А еще у нее в правиле говорится, что эти буквы нельзя отделять от стоящей перед ними буквы.
-Молодцы! Значит, вы умеете мыслить и делать выводы, как взрослые!
-Зачем же нужно уметь переносить слова с одной строки на другую?
-Умея переносить, мы экономим место на строке, экономим лист в тетради, а, следовательно, экономим бумагу и относимся бережно к лесу.
1.- Голова ровно. Посмотрели глазками наверх, налево, направо, вниз.
2.-Глазами начертите круг, квадрат, треугольник.
3.-Закройте глаза: представьте луг, солнце, речку, лес.
4.-На счет « три» открываем глаза, продолжаем работу.
Слайд № 4
-Что нужно знать и уметь делать, чтобы правильно переносить слова с одной строки на другую?
Алгоритм
-1уч. Найти гласные.
-2уч. Определить количество слогов
-3уч. Вспомнить необходимое правило.
Слайд № 5
-К нам в гости пришел Незнайка, который часто бывал на наших уроках. А т.к. урок обобщающий, он тоже выполнил работу и готов показать вам свои знания.
о-гонь
по-дъем
конь-ки работа Незнайки
зме-я
ле-йка
ва-нна
Покажите сигналом, правильно ли он все сделал?
- Нет!
- Какая задача стоит перед вами?
-Исправить ошибки у Незнайки и записать слова с правильным переносом.
-Слова запишите в столбик. Следите за осанкой и
каллиграфией (работа обучающихся в тетради).
Проверка №1
-Что нужно сделать после написания?
-Проверить!
-Как?
-По алгоритму (точка, лодочка, ударение)
Проверка №2
-Сейчас мы будем проверять работу Незнайки. Вы в роли учителя.1 ученик объясняет слово, а класс сигнальными карточками контролирует ответ ученика.
( Объяснение:
Слово «огонь» Незнайка перенес неправильно, т.к. одну букву не оставляют на строке и слово переносится целиком.) и т.д.
- А кто увидел еще ошибки у Незнайки?
-Он свое имя написал со строчной буквы, а надо с заглавной.
-К какой группе правил относится эта ошибка?
-Правописание имен собственных.
-Молодцы!
Проверка №3
-А теперь проверьте свою работу по образцу: если вы правильно написали слово, то ставите рядом со словом +, если нет, то -.
Образец работы ученика
огонь +
подъ-ем +
конь-ки +
змея +
лей – ка +
ван – на +
-Подведем итоги данной работы.
-Поднимите руки, кто выполнил работу без ошибок
( 22 человека);
- кто допустил 1-2 ошибки (4 человека);
- кто ошибся 3 раза (0).
Молодцы! Все старались!
-Поднимите руку те, кто может сказать: « я хорошо и отлично усвоил правила переноса»
( 24 человека)
- А кто еще может ошибаться?
( 2 человека)
-Мы вам будем помогать. Ведь в школу все пришли учиться.
-А вот как переносил слова один первоклассник в стихотворении А.Шибаева « Как я перенес слова».
( читает ученик)
Мы изучаем перенос,
Вот как слова я перенес:
Едва я перенес е-два
И получил за это « два».
Укол я перенес у-кол
И получил за это « кол».
Опять я перенес о-пять.
Теперь, наверно, будет « пять»?!
-Как вы думаете. Получит ученик за последнее слово «5»?
-Нет!
-Почему?
-Слово « опять» не переносится.
- Давайте еще раз повторим это правило для мальчика, чтобы он свою пятерку все – таки получил.
-Слог из одной гласной нельзя оставлять на строке.
-Ребята, у вас на столе лежит « дерево радости». Отметьте на нем то место, как вы оцениваете себя на уроке: что получилось, что нет, к чему будете стремиться.
Слайд № 6.
( Дети на индивидуальных карточках отмечают значком свое место на уроке и рассказывают о своих достижениях, неудачах на уроке).
( Ответ ученика:
Я нахожусь на этой веточке, т.к. я много отвечала, но допускала ошибки. Буду стараться быть внимательной! Урок мне очень понравился!)
ДЕРЕВО РАДОСТИ
-Мне тоже очень понравилось, как вы дружно работали, были активными и я свое солнышко
поместила на самой верхушке дерева.
-Молодцы!
-Благодарю всех за урок!
|
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.