Содержание
-
Представление собственного педагогического опыта
учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ №8» г.о. Саранск Республики Мордовия Горбуновой Елены Ивановны
-
Горбунова Елена Ивановна
Образование – высшее.Название учебного заведения, год его окончания – МГУ им. Н.П. Огарева, 1996г.Специальность по диплому - филолог, преподаватель русского языка и литературы.Место работы – МОУ «СОШ № 8» г.о. Саранск.Должность – учитель.Педагогический стаж - 19 лет.Стаж работы в занимаемой должности - 19 лет.Квалификация – первая.
-
«Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам своей страны, он, как правило, равнодушен к своей стране». Д.С.Лихачёв.
Методическая тема:«Региональный компонент как средство формирования общекультурных компетенций на уроках русского языка и литературы»
-
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса
Актуальность и перспективность педагогического опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению, соответствует: • социальному заказу государства, общества; • Закону об Образовании; • прогрессивным тенденциям социального развития общества; • региональной образовательной политике. ;
-
В своем педагогическом опыте опираюсь на следующие принципы: Принцип развивающего обучения, доступности и посильности учебногоматериала, индивидуализации в условиях коллективной работы. Ученик является партнёром по образовательному процессу, обладающий собственными интересами, учебными возможностями. Педагог создаёт условия, в которых проявляется потребность и готовность ученика к самообразованию и самовоспитанию. Основными принципами и приемами моего опыта является стимулирование разнообразия творческой деятельности учащихся, повышение исследовательской деятельности в учебном процессе с помощью компьютерных технологий.
-
Формирование ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
На формирование ведущей педагогической идеи оказали влияние следующие факторы: изучение методической литературы, изучение опыта коллег, курсовая переподготовка: курсы повышения квалификации; участие в работе городских методических объединений . Ведущей педагогической идеей ставлю для себя максимальное развитие ребенка, раскрытие его потенциальных талантов и создание условий для нормального духовного, культурного, умственного и физического совершенствования.
-
Концептуальность
Основные концептуальные положения конкретизируются в следующих тезисах: Уважение мнения ребенка . Индивидуальный подход к каждому. Мотивированность обучения. Проблемность обучения. Сотрудничество и сотворчество.
-
Теоретическая база опыта
Теоретической базой наработанного мною опыта явились работы ученых - методистов: О.В. Кочеваткиной, А.П. Алукаевой. Введение регионального компонента в учебный процесс: Учебное пособие. Автор/ составитель: Алукаева А.П., Кочеваткина О.В. Мордовский республиканский институт образования, 2005 г.
-
Под региональным компонентом следует понимать «систематическое и последовательное включение в общеобразовательный курс русского языка местного языкового материала, как в тематическом отношении, так и в отношении сугубо лингвистическом». [Благова,1993:17]. Методисты предлагают рассматривать региональный компонент в преподавании русского языка как углубленную лингвокраеведческую работу и использовать местный языковой материал не только на уроках русского языка и литературы , но и для внеклассной работы. Ведь «живое слово земляков и о земляках на уроках русского языка воспитывает интерес к тому, что называется малой родиной, рассказывает о ее истории и сегодняшнем дне, что в конечном счете способствует общей гуманизации школьного образования». [Благова,1993:17, 18]. Общекультурные компетенции подразумевают социальное ожидание того, что ученик, вступая в социальную жизнь, разделяет ценности этого общества : патриотизм и гражданственность, высокие морально-нравственные характеристики, общая, языковая, правовая культура, ценности гуманизма и экологического сознания
-
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения
Интеграция элементов регионального компонента в другие предметы требуют активных форм и методов обучения: уроки-путешествия, экскурсии, наблюдения, устные журналы, конкурсы, викторины, творческие работы по развитию речи и т. д . В своей деятельности я отдаю предпочтение следующим методам: проблемному, который ориентирует на осознанное усвоение знаний, формирует логическое мышление; исследовательскому, который способствует самостоятельному поиску связи между уже имеющимися знаниям.
-
Важно, чтобы на таких уроках широко использовалась наглядность – это могут быть иллюстрации, фотографии, презентации, слайд-фильмы. Познакомить школьников с культурой родного края и приобщить к систематическому чтению художественной литературы - главная задача учителей-словесников .
-
Анализ результативности опыта
Ежегодно я представляю открытые уроки русского языка и литературы на школьной предметной неделе. Ввожу в свои уроки региональный компонент. В результате использования вышеописанных подходов в обучении мне удается : раскрыть всесторонние способности обучающихся; повысить заинтересованность ребят предметом
-
Анализ результативности.
Результатом моей работы можно считать наличие исследовательских и проектных работ учащихся, участие учеников в республиканской олимпиаде по школьному краеведению. Применение данного опыта работы способствует положительной динамике учебных достижений учащихся, формированию общекультурных компетенций на уроках русского языка и литературы.
-
Свой опыт работы над методической темой представляла на педагогическом совете МОУ «СОШ № 21»
-
Трудоёмкость опыта
Трудоемкость опыта заключается в организации учебного материала , в логичности использования регионального компонента в курсе русского языка и литературы. Только в таком случае учащиеся на занятиях становятся не объектом, воспринимающим готовые знания, а исследователями, ведущими активную поисковую деятельность, формируют широкий спектр личностных качеств. Важными становятся не только усвоенные знания, а сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательных способностей и творческого потенциала учащихся.
-
Адресные рекомендации по использованию опыта
Рекомендуется использовать этот опыт всем педагогом, интересующимся культурой и историей Мордовии, как на уроках русского языка и литературы, так и в проектной, научно – исследовательской деятельности.
-
Возможностьтиражирования.
Описаниевсехформ и приёмов, уроков с ихиспользованием, фотографий с уроков, размещенына личной страничке: http://www.proshkolu.ru/user/eigorbunova05/
-
Наглядное приложение
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.