Содержание
-
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Учитель-логопед Москалева Яна Сергеевна
-
Объект исследования – процесс формирования готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Предмет исследования – методы формирования готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Цель исследования – теоретически обосновать, выявить исходное состояние готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи Ш уровня и сформировать в процессе коррекционной работы компоненты готовности, необходимые для овладения навыками чтения и письма.
-
мы исходили из предположения, что при использовании специально подобранных методик по формированию готовности к обучению грамоте (развитие графических навыков, пространственных представлений, чувства ритма, мелкой моторики и координации движений пальцев рук, фонематического восприятия) можно сформировать у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Ш уровня готовность к обучению грамоте. Необходимые условия формирования готовности к обучению грамоте: учет структуры речевого нарушения, индивидуальных особенностей старших дошкольников; проведение занятий в соответствии с планом учителя-логопеда; участие в коррекционной работе педагогов и родителей. Гипотеза исследования:
-
Задачи исследования: Изучить специальную психолого-педагогическую, медицинскую и логопедическую литературу по проблеме формирования готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Подобрать экспериментальные методики и провести работу по выявлению исходного состояния готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи Ш уровня. Провести коррекционную работу по формированию готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи Ш уровня. Провести сравнительный анализ констатирующего и контрольного экспериментов и выявить положительную динамику проведенной коррекционной работы по формированию готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи Ш уровня. На основании изученной литературы и результатов исследования сформулировать практические рекомендации для родителей и педагогов по формированию готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи Ш уровня.
-
КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И МЕТОДИКИ ИХ ИЗУЧЕНИЯ Способность воспроизводить ритмический рисунок (методика Дубровиной Т.И.). Способность переключаться с одной кинетической позы руки на другую (тест Озерецкого). Умение дифференцировать звуки речи на слух (методика Ильиной М.Н.). Способность ориентироваться в схеме тела (методика Т.А. Фотековой). Способность ориентироваться на листе бумаги (методика Филипповой С.О.). Графические умения (методика Нижегородцевой Н.В.)
-
На основе этих компонентов и подобранных методик мы выделили три состояния готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, которые соответствуют бальной системе. Данная система была определена нами путем арифметических подсчетов и выведения предела баллов каждого из трех состояний готовности. 15 – 21 балл – ребенок готов к обучению грамоте; 8 – 14 баллов – ребенок недостаточно готов к обучению грамоте; 5 – 7 баллов – ребенок не готов к обучению грамоте.
-
Подгрупповое занятие на тему «Дикие животные наших лесов»
-
Развитие фонематического восприятия«Построим домик для лисы»
-
Гистограмма соотношения результатов констатирующего и контрольного экспериментов
-
Диаграммы состояния готовности к обучению грамоте старших дошкольников ОНР III уровня
-
Графики готовности к обучению грамоте Сумбата А.
-
ВЫВОДЫ НАУЧНО–ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ По сравнительным результатам двух экспериментов видно, что старшие дошкольники с общим недоразвитием речи III уровня выполняли задания успешнее ( быстрее и четче воспринимали инструкции; уменьшилось количество ошибок при дифференциации фонем; уровень развития чувства ритма, графических навыков, пространственных представлений выше, чем на этапе констатирующего эксперимента), что свидетельствует о повышении у них состояния готовности к обучению грамоте в процессе проведенной коррекционно-логопедической работы с использованием специально подобранных методик.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.