Содержание
-
Условия социализации
ФБГОУ ВПО Нижегородский Государственный Педагогический Университет Выполнила: Пыцкая Ольга Владимировна Научный руководитель: Медведева Елена Юрьевна Использование элементов наглядного моделирования в формировании связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
-
Актуальность темы: Цель исследования: на основе проведённого теоретико-экспериментального исследования, разработать серию логопедических занятий с использованием элементов наглядного моделирования в развитии монолога у дошкольников с ОНР. Объект исследования:связная монологическая речь детей седьмого года жизни с ОНР III уровня. Предмет исследования: приемы использования наглядного моделирования в процессе логопедической работы. Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение, но и уметь рассказывать.Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.
-
Учитывая несформированность связной речи у дошкольников с ОНР, можно предположить, что успешное преодоление нарушений связного высказывания у данной категории детей возможно при использовании метода наглядного моделирования. Задачи: осуществить анализ литературных данных по проблеме исследования связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР; изучить состояние связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня; экспериментально подтвердить эффективность проведённой серии логопедических занятий с применением элементов наглядного моделирования по формированию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Гипотеза исследования:
-
Исследования Е. М. Мастюковой, Р. Е. Левиной, Т.Б. Филичевой и др. показали, что специфика нарушений речевого развития у старших дошкольников с ОНР заключается в нарушенном формировании звуковой структуры, фонематических процессов, лексики, грамматического строя, смысловой стороны речи, что создаёт препятствия для формирования готовности к школьному обучению. ОНР сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер; приводит к стойким нарушениям общения; наиболее нарушенными оказываются эмоционально-личностная сфера, общие характеристики деятельности, работоспособность. Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
-
Становление связной речи у детей с ОНР осуществляется замедленными темпами и характеризуется качественными особенностями. Они длительное время задерживаются на этапе вопросно-ответной и ситуативной речи. Более лёгкой для усвоения является ситуативная речь. Анализ литературы по теме исследования позволил сделать вывод о том, что большинство авторов выделяет недостатки связной речи как закономерное, постоянное, стойкое нарушение в структуре дефекта при ОНР. Определяя основные разделы системы логопедической работы по формированию связной речи, различные авторы исходят из представления о речи как о совокупности отдельных речевых действий, которые следует формировать поэтапно и проводится в двух направлениях: развитие смыслового программирования текста; овладение языковыми средствами оформления связного текста. Использование наглядного моделирования учит детей составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания; формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения.
-
Экспериментальное изучение связной речи старших дошкольников МАДОУ д/с комбинированного вида №1 «Ласточка» Цель констатирующего эксперимента: провести диагностику уровня развития монологической связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР IIIуровняи у детей с нормальным речевым развитием в аналогичной возрастной группе и сравнить результаты. 1. Экспериментальную группу составили дети с ОНР III уровня, воспитанники логопедической старшей группы МАДОУ д/с «Ласточка» города Бор – 12 человек. 2. В контрольную группу вошли дети с нормативным развитием, воспитанники старшей группы МАДОУ д/с «Ласточка» в количестве 12 человек.
-
-
Условия социализации
Цель формирующего эксперимента: разработать логопедическую программу коррекции недостатков связанной речи у детей сОНР III уровня, апробировать её в работе со старшими дошкольниками (детьми шестого года жизни) и оценить динамику показателей связанной речи старших дошкольников средствами контрольного эксперимента. Коррекционную работу мы представляем в виде следующего алгоритма: Рис.3. Алгоритм коррекционной работы
-
-
Условия социализации
Спасибо за внимание Гипотеза исследования подтвердилась: Успешное преодоление нарушений связного высказывания у данной категории детей возможно при использовании метода наглядного моделирования.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.