Содержание
-
Простые и сложные предложения
Урок русского языка в 5 классе Учитель: Исмаилова Л.З.
-
Цели и задачи урока:
Вспомнить основные изученные термины по разделу «Синтаксис»; Выяснить, в чем же разница между сложным и простым предложениями; Уметь отличать на письме сложное предложение от простого и использовать сложное предложение в собственной речи.
-
Ответьте на вопросы:
Что такое предложение? Без чего не может существовать предложение: без однородных членов без второстепенных членов без грамматической основы ?
-
Устная синтаксическая минутка
1 2 Присяду на камень и слушаю иволги плач. Северный ветер несет свинцовые облака, и в воздухе появляются белые снежинки.
-
Вывод по заданию:
Первое предложение простое, так как в нем 1 грамматическая основа. Второе предложение сложное, так как состоит из двух грамматических основ, объединенных союзом И. В первом предложении перед союзом И запятая не ставится, так как он объединяет однородные сказуемые. А во втором ставится, так как там союз соединяет простые предложения в составе сложного.
-
Теоретическая база
Простое предложение – это предложение, в котором одна грамматическая основа. Сложное предложение – это предложение, в котором не менее двух грамматических основ. Простые предложения в составе сложного могут между собой объединяться при помощи союза – это союзное сложное предложение. А могут объединяться без союза, то есть по смыслу – это бессоюзное предложение.
-
Сложное предложение состоит из двух или более основ [] , и [] [Царь с Царицею простился, В путь-дорогу снарядился], и [царица у окна Села ждать его одна]. бессоюзное [] , [] [И молва трезвонить стала], [дочка царская пропала] союзное
-
Алгоритм работы над предложением
Находим в предложении все главные члены. Определяем количество грамматических основ. Если перед нами сложное предложение, то ищем союз и делаем вывод – союзное оно или бессоюзное.
-
Закрепление материала:
Задание №1. Выпишите только сложные предложения, расставьте знаки препинания:
-
Задание №2.
Спишите предложения, расставьте знаки препинания, подчеркните однородные члены.
-
Задание №3.
-
Знаки препинания в предложении с союзами И, А, НО. Соединяют однородные члены предложения [О и О]. [О , а О]. [О , но О]. Соединяют два (или несколько) простых предложений в сложное [ ….. ] ,и[ ….. ] [ ….. ] ,а[ ….. ] [ ….. ] ,но[ ….. ]
-
Прочитайте предложения. Попробуйте их соединить.
Дождь прошел. На небе появилась радуга. Подул ветер. Листья закружились в воздухе.
-
Знаки препинания в предложениях с союзами потому что, если, когда, что, чтобы, где
[], (когда ). [], (если ). [], (что ). [],(чтобы ).
-
Задание №4Спишите, расставьте знаки препинания. Подчеркните слова, которые соединяют простые предложения в составе сложного.
1. Шофёр закрич..л что пора ехать. 2. Обнаружили дощатый павильон где прод..вали малиновое мороженое. 3. Журавли пол..тели в теплые края когда наступили осенние дни. 4. Веют холодные ветры качают(?)ся ветви берез. 5. Я (не) боялся пчел потому что дедушка научил меня тихо ходить.
-
Выводы:
Синтаксис – это раздел науки о языке, изучающий предложение, словосочетание и текст. По наличию грамматических основ предложение делится на простое и сложное. В простом предложении перед союзом И, соединяющим однородные члены, запятая не ставится, а в сложном предложении перед союзом И мы будем всегда ставить запятую.
-
Синтаксический разбор сложного предложения
-
Порядок синтаксического разбора 1. Вид предложения по цели высказывания. 2. Вид предложения по интонации. 3. Простые предложения в составе сложного, их грамматические основы. 4. Средства связи простых предложений в составе сложного. 5. Знаки препинания. 6. Схема. Назовите признаки, общие для простого и сложного предложений.
-
Образец синтаксического разбора
Солнышко садится ,потухает день, медленно ложится на дорогу тень. Письменный разбор Солнышко садится, 2) потухаетдень, 3)медленно ложится на дорогу тень. ( Повеств., сложное, бессоюзное).
-
УДАЧИ!!!Успехов в учебе!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.