Содержание
-
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 303» Проект «Развитие культуры общения и основ речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста в рамках программы воспитания» Разработали: Данишевская А.Е. Игнатова М.И. Кривошей А.В.
-
Обоснование необходимости проекта ● В рамках социального направления программы воспитания встает вопрос о необходимости и важности освоения культурных норм и ценностей дошкольниками в процессе формирования социально-коммуникативных компетенций. ● В настоящее время социальное взаимодействие и культура речевого общения детей со сверстниками и взрослыми находится на низком уровне. В первую очередь, это обусловлено отсутствием полноценной коммуникации в связи с глобальной цифровизацией. ● Изучив литературу по данному вопросу, а также используя такие методы диагностики, как анкетирование и наблюдение, мы можем отметить, что проблема воспитания культуры речевого общения является приоритетной в становлении высоконравственной личности
-
Цель
-
Задачи
Подобрать диагностический материал и разработать критерии оценки уровня культуры речевого общения; 2. Разработать план мероприятий по повышению уровня культуры речи и усвоению норм речевого этикета; 3. Совершенствовать образовательную среду, способствующую развитию культуры общения и основ речевого этикета у дошкольников; 4.Повысить уровень социально-коммуникативных компетенций всех участников образовательного процесса; 5. Улучшить качество взаимодействия между участниками образовательных отношений.
-
Участники проекта
-
-
-
Рабочий план проекта
3 этапа Подготовительный этап (октябрь-ноябрь) Основной этап (ноябрь-март) Заключительный этап (апрель-май)
-
Подготовительный этап
-
Анкета для педагогов Цель: выявить актуальный уровень знаний и формы взаимодействия воспитателей с детьми в сфере культуры речевого общения и этикета Считаете ли Вы необходимым знакомить детей с правилами этикета? Известны ли вам пособия или дидактические игры по формированию культуры общения у дощкольников? Поделитесь, какие. 3. Какие формы работы Вы используете на занятиях для того, чтобы дети усвоили правила поведения? 4. Считаете ли Вы необходимым организацию взаимодействия детского сада и семьи в вопросах развития культуры общения у детей? 5. Какую методическую помощь Вы хотели бы получить по данной теме?
-
Анкета для родителей Цель: выяснить особенности общения ребенка в семье 1.Есть ли в Вашей речи слова-паразиты? Наблюдаете ли Вы данные слова в речи ребенка? 2.Применяет ли Ваш ребенок вежливые слова в общении с родными, друзьями? 3. Умеет ли ребенок слушать, не перебивая своего собеседника? 4. Умеет ли ребенок обращаться к взрослым с просьбой? Какие слова он использует? 5. Обращаетесь ли Вы к ребенку, употребляя вежливые слова? 6. Беседуете ли Вы с ребенком по содержанию прочитанного рассказа, анализируя поступки героев? 7. Скажите, пожалуйста, какие способы воспитания вежливости наиболее эффективны на ваш взгляд?
-
Первичный мониторинг культуры речевого общения дошкольников Цель:определить в динамике уровень сформированности культуры речевого общения старших дошкольников Проводим индивидуальную беседу по вопросам: Кто такой вежливый человек? Как ты понимаешь данные словосочетания - «доброжелательно разговаривать», «приятный собеседник», «культурный человек»? Зачем нам нужна вежливость? Как нужно разговаривать дома, в общественных местах? Задания для определения уровня владения детьми формулами речевого этикета в конкретной ситуации общения Какие слова говорят при встрече сверстнику, а какие взрослому? Какими словами принято прощаться со сверстниками и взрослыми? Как ты обратишься с просьбой о помощи к сверстнику и взрослому? Как обратиться с просьбой к незнакомому человеку? Какими словами мы благодарим за помощь? Как ты пригласишь друга поиграть и что будешь делать, если он откажет? Как ты будешь вести себя во время разговора с друзьями?
-
Первичный мониторинг культуры речевого общения дошкольников Задания для определения уровня сформированности умений и навыков общения со взрослыми и сверстниками 1. В твоей группе новый воспитатель, как ты к нему обратишься, когда тебе понадобится помощь? 2. Во время обеда тебе понадобилась салфетка, к кому ты обратишься за помощью, какие слова будешь использовать? 3. Во время рисования тебе понадобилась стирательная резинка. К кому ты обратишься с просьбой и с какими словами?
-
Критерии оценки выполнения заданий: 3 балла – ребенок выполнил задание, ответил на вопрос правильно. 2 балла – ребенок допустил ошибки, отвечал с помощью воспитателя. 1 балл – ребенок испытывал затруднения в выполнении заданий 0 баллов – ребенок отказался отвечать В соответствии с вышеуказанными критериями были выделены три уровня сформированности культуры речевого общения старших дошкольников: 1.Низкий– ребенок малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен. Имеет слабое представление о культурном речевом поведении, редко пользуется формулами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, не может оценить поступки; 2.Средний – Ребенок умеет оценивать некоторые поступки, знает и умеет пользоваться некоторыми формулами речевого этикета; 3.Высокий – ребенок активен в общении, имеет представление о культурном речевом поведении, строит общение с учетом ситуации; ясно и последовательно выражает свои мысли. Умеет оценивать поступки, знает и умеет пользоваться формулами речевого этикета.
-
«Шишкин лес» - Школа вежливости
-
Основной этап
-
-
-
-
Памятка для родителей «Этикет для взрослых и детей»
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Заключительный этап
-
-
Оценка эффективности реализации проекта
Используя инновационные технологии, мы способствуем более высокой эффективности в формировании коммуникативных навыков и культуры речевого общения, что представлено в результатах повторного мониторинга
-
Прогноз возможных рисков и способы их коррекции
-
Дальнейшее развитие проекта
Каждое ДОУ имеет возможность реализовать его с учетом анализа контингента воспитанников, родителей и педагогов Будет сформирован ряд пособий и презентационных материалов Планируется создание Парциальной программы «Вежливый слоненок»
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.