Содержание
-
Семинар-практикум для воспитателей «Искусство говорить с детьми»
-
Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ. Задачи: 1. Обобщить компоненты профессиональной речи педагога и требования к ней. 2. Уточнить и закрепить на практике основные нормы речи. 3. Способствовать повышению грамотности речи и формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов.
-
План проведения:
1. Обоснование проблемы: показать значимость культуры речи педагога для речевого развития дошкольников. 2. Требования к качеству речи педагога ДОУ. Понятие «культура речи». 3. Практикум «Правильно ли мы говорим?
-
1. Обоснование проблемы
Сегодня мы поговорим о культуре речи, об искусстве говорить с детьми. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Одним из слагаемых мастерства педагога является культура его речи. Кто владеет культурой речи, тот достигает больших успехов в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.
-
Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком. Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание. Подражая взрослым, ребенок перенимает не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства, и ошибки, которые встречаются в их речи.
-
Именно поэтому, к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования. Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.
-
Но иногда в нашей практике мы сталкиваемся с трудным выбором правильного произношения той или иной формы слов, ударения в словах, сомневаемся в использовании правильных норм речи, ошибаемся в лексическом значении слов и их применении в нашей речи. На протяжении всего дня воспитатель объясняется с детьми словами, предложениями, даёт инструкции, но не всегда изъясняется правильно, грамотно.
-
Неверно оформленные фразы, неправильное произношение, некорректное использование слов сказывается на детях, они запоминают эти ошибки и начинают использовать их в своей речи, что ведёт к дальнейшим речевым нарушениям, более серьёзным. Для того, что ребёнок с раннего возраста запоминал правильную речь, воспитателю нужно быть грамотным.
-
Прежде всего, необходимо обращать внимание на употребление уменьшительно-ласкательных слов. В своей речи желательно не злоупотреблять уменьшительно-ласкательными словами и не сюсюкать: ножка, дорожка, машинка, ротик, кашка, ложечка, вилочка, карандашик и т. д. Ласковые слова очень нужны, но Ваша речь не должна состоять преимущественно из них!
-
Например, начиная занятие, воспитатель говорит: «Садитесь на стульчики». Дети ежедневно слышат это слово и запоминают его. А когда время подходит к тому, чтоб учиться изменять слова, ребёнку предлагают назвать стул ласково, используя уменьшительно-ласкательный суффикс. Но в его памяти не сохранилось название предмета стул, он знает только стульчик. Он не понимает задания и изменяет слово неправильно, отвечает: «Стулик, стуличек». И ему тяжело даётся понимание данного раздела. Правильно называть слова твёрдо, в единственном числе, именительном падеже. Другие примеры часто употребляемых слов воспитателем с уменьшительно- ласкательными суффиксами: шкафчики, ложечки, ручки, шапочки, сандалики т. д.
-
Во время тихого часа, когда дети засыпают, воспитатель, обращаясь к детям, произносит: «Ляж, ляжте все». Это неправильно. Лучше использовать словосочетания «положите головы на подушки, закройте глаза». В крайнем случае «Ляг! Лягте». Перечислю другие ошибки: - «Кушать. Я кушаю, ты кушаешь, кушать пойдёте». Такое слово применимо для детей ясельного возраста. А в остальных случаях грамотно использовать слова «Я ем, приглашаю пообедать и т. д.».
-
Не используйте слова-паразиты, они не несут в себе никакого смысла, а лишь отвлекают от истинного смысла. «Это, как бы, ну, эээээ, вот, «как бы», «на самом деле», «так сказать», «типа», «значит»,.» — они делают речь разорванной, несвязной, такие слова совершенно ненужны для передачи смысла. А дети — это наше отражение. Они, не умея мыслить критически, подражают нам, перенимая нашу речь со всеми ошибками, считая нормой.
-
Поэтому на нашем семинаре мы с вами перечислим и обобщим компоненты профессиональной речи педагога и требования к ней.
2.Требования к качеству речи педагога ДОУ. Понятие «культура речи». Давайте вспомним о том, что такое КУЛЬТУРА РЕЧИ? Культура речи – это владение языковыми нормами (в области произношения, ударения, словоупотребления и грамматики, а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения (коммуникации) в соответствии с поставленной целью и содержанием. Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога, выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней.
-
Компоненты профессиональной речи педагога
Содержание профессиональной деятельности педагога предъявляет к его речи ряд специфических требований, заставляющих его развивать определенные речевые качества как профессионально значимые, необходимые и обязательные. Одной из составляющих речи является качество голоса педагога.
-
Голос – важнейший элемент техники речи. Для педагога он является основным средством труда. К голосу предъявляется ряд требований: Голос не должен вызывать неприятных ощущений, а должен обладать благозвучностью. Педагог должен уметь изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения. Педагогу необходимо уметь управлять своим голосом в общении с другими людьми, говорить не для себя, а для слушателей. Голос педагога должен быть достаточно вынослив.
-
Следующим компонентом речи является дикция. Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Дикция является одним из обязательных элементов техники речи педагога, поскольку речь его является образцом. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание говорящего.
-
Выразительность – еще один элемент профессиональности речи педагога. Выразительная речь наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, это обусловлено спецификой устной речи, в которой особое значение приобретают интонация, жесты, мимика. Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, закончено.
-
Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:
Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов. Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на смысловую сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
-
Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи иотношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о использования различных способов внутри текстовой связи.Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание, педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
-
Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
-
Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
-
Невербальная культура общения педагога: Невербальное общение - это неречевая форма, которая передает образное и эмоциональное содержание и включает в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт и прикосновения. Невербальные средства так же важны, как и вербальные. Исследования говорят о том, что в беседе 45% информации передается словами, а 55% - невербальными средствами.
-
Роль мимики в передаче информации: Особая роль в передаче информации отводится мимике - движениям мышц лица. Мимика выражает проживаемые состояния, отношения. Исследования показали, что если лицо педагога неподвижно - теряется до 10-15% информации. Выразительность пластики тела: Поза педагога должна быть свободной, без зажатости, психологической скованности, "окаменелости" (например, жесткая стойка со скрещенными на груди руками).
-
При общении необходимо следовать некоторым принципам: - принимать ребенка таким, каков он есть; - помнить, что каждый человек самобытен; - верить в способности воспитанников - стимулировать их творческую активность; - уважать личность детей, создавать ситуацию успеха для каждого; - не унижать достоинства ребёнка; - не забывать, что каждый волен иметь свое мнение, никто не имеет права смеяться над суждениями окружающих.
-
Кроме того, необходимо помнить и об этикете общения с детьми: Нельзя называть ребёнка по фамилии. Нужно всегда внимательно выслушивать ребёнка, с интересом. Отвечайте на вопросы грамотно, понятными несложными предложениями. Обязательно комментируйте все действия, когда собираетесь на улицу и во время обеда. При рассказе необходимо выделять главное, основное, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. Многословие, наслоение лишних фраз делают речь воспитателя громоздкой, трудной для восприятия.
-
Воспитатель должен обратить внимание на следующее: 1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи; 2. Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, т. е. хорошую дикцию; 3. Использовать в своей речи литературное произношение, т. е. придерживаться орфоэпических норм; 4. Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания; 5. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса;
-
6. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (соответственно возрасту детей);7. Речь воспитателя должна быть спокойной, всегда уравновешенной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем сотрудникам д/с (не допускаются грубые выражения). Речь в жизни ребёнка имеет огромное значение. Речь очень важна для дальнейшего обучения и всей жизни. Если ребёнок говорит неправильно, то в дальнейшем, эти ошибки переносятся на письмо и чтение, им очень тяжело даётся обучение. Не может воспитывать человек невоспитанный, некультурный, неграмотный, поэтому, воспитателю нужно самому следить за тем, как он говорит и постоянно повышать уровень своей речевой культуры. От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей.
-
Практикум «Правильно ли мы говорим?»
Предлагаю на практике проверить, уточнить и закрепить Ваши знания об основных нормах речи. Для того чтобы настроится на работу, предлагаю поиграть.
-
Практические задания
-
-
Проверим свою грамотность
-
-
-
-
-
-
Слова-паразиты
-
-
Говорить правильно мало, нужно говорить ещё чётко. А в этом Вам помогут скороговорки.
-
Произнести фразу с разными интонациями
-
Рефлексия
Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящая из пяти нерифмованных строк. Стихотворение написано по правилам: 1 строка - одно существительное, выражающее главную тему синквейна 2 строка - два прилагательных, выражающие главную мысль 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы 4 строка – фраза, несущая определенный смысл 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом)
-
Культура речи педагога свидетельствует об эрудиции, интеллекте, воспитании человека. Владение культурой речи - это успех в обществе, авторитет. Сейчас часто можно услышать мнение, что разговорная речь вытесняет нормы культуры русского языка, допускаются свободное употребление слов, ударений, произношений. Но педагог обязан владеть культурой речи.
-
Я предлагаю вам взять памятки «Говори правильно» СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.