Содержание
-
Министерство образования Московской областиГОУ ДПО (повышения квалификации) специалистов Московской областиПедагогическая академия последипломного образования Итоговая проектная работа по вариативному модулю«Педагогическая мастерская преподавателя спецдисциплин», 72 часа ТЕМА ПРОЕКТА:СПОСОБЫ АКТИВИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ПРОБЛЕМОМ УРОКЕ Автор-составитель – Мурашкина И.Е., преподаватель общепрофессиональных дисциплин ГБОУ СПО Подмосковный колледж «Энергия» Московская обл., 2014г.
-
Введение
Современная система образования должна быть построена на предоставлении обучающимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знание фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.
-
Цель работы: проанализировать возможности проблемного урока.
Задачи: исследовать технологию и главные цели проблемного урока; дать определение центральным понятиям проблемного обучения; определить типы и методы проблемного обучения; сформулировать задачи проблемного обучения.
-
Одной из возможностей развития и достижения познавательных качеств личности является технология проблемного обучения, проблемный урок, положительными моментами которого могут стать активизация развивающего потенциала обучения, самостоятельная поисковая деятельность, высокий познавательный уровень
-
Для воспитания личности, востребуемой рынком, технология проблемного обучения имеет ряд положительных характеристик и преимуществ: Новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических проблем. В ходе решения проблемы учащийся преодолевают все трудности, его активность и самостоятельность достигают высокого уровня Темпы передачи информации зависят от самих учащихся. Повышенная активность учащихся способствует развитию положительных мотивов учения. Результаты обучения относительно высокие и устойчивые. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности.
-
Технология проблемного обучения готовит учащихся к самоменеджментуи позволяет:
определять проблему в различных ситуациях, принимать ответственное решение, оценивать последствия своего решения ставить цель своей деятельности, определять условия для её реализации, планировать и организовывать процесс её достижения, то есть разрабатывать технологии, адекватные задаче осуществлять рефлексию и самооценку, оценку своей деятельности и её результатов выбирать для себя нормы деятельности и поведения адекватные ситуации
-
Технология проблемного обучения.
Проблемное обучение – система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управление поиском решения проблемы. Усвоение новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя.
-
Главные цели проблемного обучения:
Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений. Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении. Воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы. Развитие профессионального проблемного мышления.
-
Центральные понятия проблемного обучения
гипотеза проблемный вопрос проблемная ситуация творческая задача самостоятельная работа проблемная задача проблема
-
ПРОБЛЕМА
Проблема – (от греч. problema – задача) – сложный вопрос, задача, требующая решения. Сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, изучения. Например: проблема Добра и Зла в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»; проблема нравственного выбора и ответственности за него в произведениях М. Шолохова.
-
Для проблемного обучения характерно выполнение следующих действий учащихся: выявление проблемы формулирование поиск решения решение ситуация успеха рефлексия Учебная проблема
-
Признаки учебной проблемы:
Наличие неизвестного, нахождение которого приводит к формированию новых знаний; Наличие определенного запаса знаний для осуществления поиска в направлении нахождения неизвестного. Например: Раскольников отдает последние деньги Мармеладовым, но убивает старуху процентщицу. Добрый он или злой? Как судить его? Или: возможны ли Ионычи в наше время?
-
Гипотеза (от греч. hypothesis – основание, предположение). –предположение, касающееся возможного пути решения проблемы, которое еще не подтверждено, но и не опровергнуто. Как правило, гипотеза формулируется в виде сложноподчиненного предложения с придаточным условным: «Если …, то…», «может быть», «предположим», «допустим», «возможно, что если…». Например: предположим, что у теории Раскольникова нашлось бы много последователей и почитателей, что произошло бы на Земле?
-
Алгоритм по работе с гипотезой выдвижение гипотезы экспериментальная проверка гипотезы ее теоретическое обоснование
-
Проблемная ситуация – это центральное звено в проблемном обучении, а также психологическое состояние интеллектуального затруднения, которое возникает у человека, если он не может объяснить новый факт при помощи имеющихся знаний.
-
Признаки проблемной ситуации
Необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом знании. Наличие неизвестного для учащегося Знания должны быть достаточными у учащегося для самостоятельного поиска
-
Проблемный вопрос –самостоятельная форма мысли и проблематизированное высказывание, а также предположение или обращение, требующее ответа или объяснения.
Например: Печорин не любит Мери, зачем же он добивается ее любви? Победитель или побежденный Чацкий? Можно ли Сатина считать антиподом Луки?
-
Творческая задача – это задача, при которой необходимо найти новый алгоритм решения.Они позволяют:
-
МЕТОДЫ
Методы проблемного обучения проблемное изложение знаний исследовательский метод изложение с проблемным началом частично-поисковый или эвристический метод
-
Типы
Типы проблемных уроков проблемное изложение урок – исследование эвристическая беседа частично-поисковый
-
Задачи проблемного урока
Обучающие: изменение мотивации всех участников – субъектов образования, способствовать актуализации, закреплению и обобщению полученных знаний, самостоятельному контролированию новых знаний. Развивающие: способствовать овладению культурой дискуссий, умению высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности, создавать целостное видение проблемы. Воспитательные: изменение отношения к содержанию образования как синтезу самообразования, самоорганизации, самоконтроля; моделированию собственной системы ценностей и вариативному проектированию модели своего поведения, базирующихся на идее развития и свободы выбора.
-
Урок сообщения новых знаний Изложение нового материала с постановкой проблемных вопросов Формы проблемного урока Виды: урок – лекция урок – беседа урок – рассказ урок решения познавательных задач лабораторная работа ученическое теоретическое исследование Четкое формулирование основной мысли Изложение нерешенной научной проблемы или задачи Урок решения познавательных задач Определенное противоречие между известным знанием и тем, которое требуется выявить
-
Основные требования к проблемизации учебного материала.
Проблемизация – предварительная деятельность учителя по приданию содержанию изучаемых на уроках знаний характеристик проблемности.
-
Разработка проблемных вопросов: Проблемный вопрос должен быть:
емким, способным охватить широкий круг вопросов создающим затруднения, необходимые для проблемной ситуации предполагающим научный спор на базе различных истолкований сложным, сопряженным с противоречиями
-
Перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию:
через поиск разных граней его решения через сопоставление разных вариантов ответа через углубление проблемного вопроса
-
Формы решения проблемной ситуации: дискуссии научный спор задачи исследовательского характера документы, тексты, материалы с проблемной направленностью проблемные задачи и задания проблемная лекция
-
«Активные» методы обучения и психологические эффекты на проблемном уроке
опорные схемы мозговой штурм «коммуникативная атака» моделирование
-
Основные направления коммуникативной атаки:
«Драматизируйте свои идеи, подавайте их эффектно. Так поступают в кино и на радио, так почему же вы так не поступаете?». Д.Карнеги Захватывающий аудиторию факт, вопрос. Вопрос, близко связанный с личным опытом, недавно пережитым учащимися. Нечто личное для учителя, прочувствованное им, волнующее его. Оригинальное, яркое, необычное начало урока, притягивающее внимание аудитории, своей неожиданностью.
-
Учебный мозговой штурм (УМШ)
Первый этап. Создание банка идей.Цель – наработать как можно больше возможных решений. Второй этап. Анализ идей.Цель – рассмотреть каждую идею и в каждой идее найти что-то полезное, рациональное, возможно усовершенствовать. Третий этап. Обработка результатов.Цель – отобрать от 2 до 5 самых интересных решений и назначить спикера, который расскажет о них классу и учителю.
-
ВЫВОД:
Проблемный вопрос – импульс к созданию проблемной ситуации, но ранг проблемного получают только те вопросы, которые предполагают выполнение ряда действий, свойственных исследовательской процедуре. Моделирование учебной проблемы связано с рядом предварительных действий:* педагогической разработкой конкретной задачи обучения и воспитания;* анализом содержания учебного материала;* анализом подготовленности учеников и определением уровня их операционных знаний, умений и навыков, а также их психологической готовности;* установлением соответствия между уровнем сложности учебной проблемы и подготовленности учеников к её решению.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.