Содержание
-
Профилактика нарушений письменной речи
ГБОУ №509 Красносельского района г. Санкт- Петербурга Учитель-логопед Рязанова О.Н.
-
Предпосылки письменной речи. Ребенок к школьному периоду должен уметь: правильно произносить все звуки родного языка; правильно воспринимать на слух фонемы родного языка. владеть простыми и сложными формами фонематического анализа; иметь представление о гласных и согласных звуках; не допускать в речи грамматических ошибок; составлять рассказ по серии сюжетных картинок; иметь словарный запас около 3500 слов; иметь достаточно развитую мелкую моторику; иметь определенную сформированность высших психических функий: памяти, внимания, мышления, а так же общего поведения - саморегуляции, самоконтроля.
-
Если данные умения не сформированы, то возможно, в школе у ребенка возникнут трудности в овладении письмом и чтением, которые позже перейдут в дисграфию и дизорфографию.
-
Дисграфия Это нарушение процесса письма. Проявляется в стойких, повторяющихся, специфических ошибках.
-
Виды дисграфии Оптическая. Артикуляторно-акустическая. Акустическая. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Аграмматическая дисграфия.
-
Оптическая форма дисграфии
Ошибки - замены графически сходных рукописных букв: б-д, и-у, о-а, е-ё, ш-щ, к-п, е-з
-
Акустическая форма дисграфииАртикуляторно-акустическая форма дисграфии
Ошибки – замены, перестановки, пропуски букв, аналогичные тем, которые заменяются и пропускаются в устной речи.
-
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Ошибки – пропуски, добавления букв и слогов, искажения звукобуквенной структуры слова, пропуск и слитное написание слов. Трудности в определении границ предложения.
-
Аграмматическая форма дисграфии Ошибки – в согласовании слов в роде и числе, падежном управлении. В пропуске членов предложения, нарушении последовательности слов в предложении.
-
Причины дисграфии
Неправильное произношениезвуков. Несформированность фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза. Недоразвитие грамматического строя речи. Дефицит самоконтроля и слабость психических процессов: памяти, внимания, мышления. Недоразвитие зрительной и слуховой памяти, зрительного и пространственного восприятия. Несформированность оптического образа буквы.
-
Дислексия Это нарушение процесса чтения. Дизорфография Это стойкое нарушение в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками.
-
Профилактика Уточнение и закрепление слухопроизносительной дифференциации фонем; Диагностика и коррекция нарушений устной речи; Развитие фонематического анализа и синтеза, умение: - определить место заданного звука в слове, - назвать звуки по порядку, - сосчитать количество звуков в заданных словах, - иметь представление о гласных и согласных звуках, твердых и мягких, звонких и глухих согласных.
-
Профилактика Развитие и уточнение пространственно – временных представлений; Формирование грамматических систем словоизменения и словообразования, развитие словарного запаса; Развитие неречевых психических функций: внимания, памяти, мышления.
-
Роль родителей При необходимости обратиться для консультации в ЦПМСС или логопеду в поликлинику; Использовать пособия и игры для развития лексико – грамматического строя речи; Развивать зрительно-пространственные и временные представления; При нарушении внимания или гиперактивности проконсультироваться с неврологом; Помогать и поддерживать ребенка; Выполнять все рекомендации специалистов.
-
Используемая литература
Иваненко С.Ф. К диагностике нарушений чтения и письма у младших школьников // Дефектология. – 1984. - № 1 Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. - СПб.: МиМ, 1997 Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция - СПб: «Союз», 2004. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. - СПб.: Союз, 2001. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Логопедическая помощь учащимся общеобразовательных школ // Дефектология. - 1994.
-
Благодарю за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.