Содержание
-
Развитие и коррекция графо-моторных навыков дошкольников в рамках педагогического проекта «Послушный карандаш».
Белоусова Наталья Владимировна, учитель-логопед МБДОУ д/с №23
-
Тип практики – педагогическая Ключевые слова: графо-моторные навыки, подготовка к школе, успешность обучения Целевая аудитория – воспитанники
-
Актуальность
Испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, дети неправильно держат ручку, линии оказываются «дрожащими», нажим неравномерный, буквы получаются разного размера, расстояние между буквами не выдерживается, дети не ориентируются на листе бумаги, не укладываются в общий темп работы.
-
Цель:Создание условий, способствующих развитию и коррекции графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста, для подготовки к овладению письмом.
Задачи: - формировать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, двигательные умения и навыки в манипуляциях с различными предметами (твердыми и мягкими, гладкими и шероховатыми); - развивать умение правильно держать карандаш, ручку; учиться владеть ими, используя самомассаж и упражнения (обводя, закрашивая предметы, рисуя на заранее заготовленных листах); - координировать движения своего тела; - учить пространственной ориентации на листе бумаги и в окружающем пространстве; - развивать умение действовать, повторяя показанный образец и правило.
-
Основная идея практики: не научить рисовать или писать, а развивать двигательные навыки.
Проект «Послушный карандаш» Проект ориентирован на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Срок реализации проекта: 2 года. Форма работы: групповая.
-
Принципы
• Принцип наглядности, обеспечивающий демонстрацию процесса письма на доске и в тетрадях, так же предполагает использование таблиц, трафаретов и других пособий. • Принцип повторности имеет большое значение для автоматизации графо-моторных навыков, который осуществляется в основном в упражнениях. При этом упражнения должны быть разнообразными и эффективными. • Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей. • Принцип постепенного нарастания трудностей, переход от простого к сложному.
-
1 этап
Работа по формированию и развитию базиса графо-моторных навыков по следующим направлениям: - развитие психологической базы графо-моторных навыков; - формирование и развитие оптико-пространственной ориентировки; - развитие мелкой моторики пальцев рук.
-
2 этап
Работа по развитию навыков, непосредственно связанных с графической деятельностью дошкольника. Выделяются следующие направления работы: - развитие зрительно-моторной координации и тонкой моторики рук; - развитие произвольного рисования; - развитие графической символики.
-
Методики и программы
Иншакова О.Б. «Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет» Максимова Е.А. и др. «Готовим пальчики к письму: развивающая программа по подготовке к школе» БеззубцеваГ.В., Андриевская Т.В. «Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму»
-
Результаты
- формируются и совершенствуются двигательные умения и навыки в манипуляциях с различными предметами; - развивается умение правильно держать карандаш, ручку; владеть ими, используя самомассаж и упражнения; - координируются движения своего тела; - совершенствуется пространственная ориентация на листе бумаги и в окружающем пространстве; - развивается умение действовать, повторяя показанный образец и правило.
-
Способы измерения результатов
- методика «Дорожки» (по Л.А. Венгеру); - методика «Домик» (по Н.И. Гуткиной); - графическая проба «Заборчик»; - проба Н.И. Озерецкого «Кулак – ребро – ладонь»
-
Изменения в результате реализации практики
Успешность формирования графического навыка приведет к повышению уровня развития учебно-важных качеств: способности принимать задачу и произвольно управлять своими действиями; обучаемости; зрительного анализа и зрительно-двигательной координации движений руки; навыков пространственной ориентации.
-
Трудности
занятия должны проходить с более частой переодичностью (еженедельно). успешность работы по подготовке руки ребенка к письму зависит от систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии всех участников образовательных отношений: педагогов, родителей и детей.
-
Сопровождение
Мастер-классы Семинары Консультационное сопровождение
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.