Содержание
-
Развитие орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка во втором классе в соответствии с требованиями ФГОСАвтор: Малькова Ольга АльбертовнаГБОУ Школа № 883
-
Актуальность данной темы обусловлена сохранением орфогра-фических ошибок в работах учащихся, а также требованиями ФГОС начального общего образования, где в содержательной линии раздела «Орфография и пунктуация» говорится, чему должен и может научиться выпускник начальной школы: — осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; — подбирать примеры с определённой орфограммой; — при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок; — при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.
-
Цель исследования–выявление, обоснование и реализация педагогических условий развития орфографической зоркости у младших школьников во втором классе в соответствии с требованиями ФГОС.
-
Задачи:
изучить лингвистические основы формирования орфографической зоркости у младших школьников; раскрыть значение и условия развития орфографической зоркости у младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС; проанализировать возможности современных программ и учебников для развития орфографической зоркости у младших школьников; провести экспериментальную работу по развитию орфографической зоркости и разработать критерии оценки уровня сформированности орфографической зоркости и грамотности учащихся.
-
Объектом исследования является процесс изучения русского языка во втором классе. Предметомисследования является развитие орфографической зоркости на уроках русского языка во втором классе.
-
Гипотеза: при условии систематического проведения специальных упражнений (комментированное письмо, зритель-ный диктант, моделирование, сигнальные карточки, орфографи-ческое проговаривание), направленных на развитие умения обнаруживать орфограмму,определить ее тип, найти допущенные ошибки, будет развиваться орфографическая зоркость на уроках русского языка у учащихся второго класса.
-
Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании системы упражнений по развитию орфографической зоркости у учащихся второго класса. Практическая значимость исследования определяется тем, что материалы исследования могут найти применение в работе учителей начальных классов. База исследования: второй класс МБОУ Уразовский лицей МР Учалинский район.
-
Орфографией М.Р. Львов обозначает ту совокупность правил и традиций, которой руководствуется каждый пишущий и которая обеспечивает единство написаний и точное понимание написанного. Русская орфография — это система правил написания слов. Она состоит из пяти основных разделов: 1) передача буквами фонемного состава слов; 2) слитные, раздельные и дефисные написания слов и их частей; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) перенос части слова с одной строки на другую; 5) графические сокращения.
-
Орфографическая зоркость –это способность (или умение) быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определить их типы. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим (собственные ошибки или чужие).
-
Сущность орфографической зоркости Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т. е. решение орфографической задачи. Однако, решение орфографиче-ской задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Только сумев обнаружить орфограмму в слове, ученик сможет решить вопрос о его конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма.
-
Общими опознавательными признаками орфограмм являются:
1) расхождение между звуком и буквой, между произношением и написанием; 2) «опасные» звуки и звукосочетания (буквы и буквосочетания), их запоминание и постоянное внимание к ним; 3) морфемы, их выделение, прогнозирование в них орфограмм и проверка. Орфограмма– это буква, написание которой потенциально вариативно и в силу этого должно определяться применением особого правила орфографии.
-
Критерии сформированностиорфографической зоркости :
— умение обнаружить орфограмму; — умение определить ее тип; — умение применить правило (решить орфографическую задачу); — умение осуществить контроль и самоконтроль.
-
Принципы русской орфографии: морфологический; фонематический; традиционный (исторический); фонетический; дифференцирующий.
-
Сравнительный анализ стандартов первого и второго поколения
-
Формирование универсальных учебных действий
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения: – осознавать роль языка и речи в жизни людей; – эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; – понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; – обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
-
Регулятивные УУД: — определять и формулировать цель деятельности на уроке (постановка учебной задачи, подводящий и побуждающий диалог: предъявление противоречивых фактов, столкновение разных мнений, задание на ошибку); — проговаривать последовательность действий на уроке (алгоритм); — вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы (тестовые задания открытого и закрытого типа)
-
Познавательные УУД: — извлекать информацию; — преобразовывать информацию из одной формы в другую; — делать выводы; — находить ответы на вопросы; — пользоваться словарями; — осуществлять анализ, сравнение, классификацию, обобщение; — находить закономерности (строить аналогичные закономерности).
-
Коммуникативные УУД: — оформлять свои мысли в устной и письменной форме; — учиться работать в паре, в группе.
-
Профессор М.Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи.
-
1. Увидеть орфограмму в слове. 2. Определить вид: проверяемая или нет; если да, к какой теме относится, вспомнить правило. 3. Определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы. 4. Определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм задачи. 5. Решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму. 6. Написать слова в соответствии с решением задачи и сделать самопроверку.
-
Программы начальной школы
Развивающая система Л. В. Занкова Обновленная традиционная программа «Начальная школа 21 века» УМК «Школа 2100» УМК «Гармония»
-
Положительные результаты в работе над орфографической зоркостью УМК«Гармония» благодаря
— приему письма «с окошками»; — моделированию орфограмм и способов их проверки; — алгоритму списывания с включением нахождения, выделения и проверке орфограмм.
-
Положительные результаты в работе над орфографической зоркостью системы «Школа 2100» благодаря
— развитию фонематического слуха; — задаче развития орфографической зоркости по опознавательным признакам орфограмм; — алгоритмам орфографических действий; — указанию в отдельных упражнениях количества орфограмм.
-
В развивающей системе Л. В. Занкова цель формирования умений и навыков грамотного и безошибочного письма реализуется через
— упражнения на сравнение, классификацию орфограмм; — большой объем теоретического материала; — большой объем словарного материала.
-
Общие положительные направления в программах и учебниках по русскому языку для формирования орфографической зоркости
Осознанное отношение к слову. Развитие фонематического слуха. Формирование представлений об орфограмме и ее опознавательных признаках. Упражнения для выработки орфографической зоркости. Использование дидактических средств для организации работы по формированию орфографической зоркости. Специально организованное списывание. Использование памяток для проведения работы над ошибками. Графические и цифровые обозначения орфограмм. Диагностика орфографической зоркости. Систематическое включение УУД в процесс развития орфографической зоркости.
-
Гипотеза: при условии систематического проведения специальных упражнений (комментированное письмо, зрительный диктант, моделирование, сигнальные карточки, орфографическое проговаривание), направлен-ных на развитие умения обнаруживать орфограмму, определить ее тип, найти допущенные ошибки, будет развиваться орфографическая зоркость на уроках русского языка у учащихся второго класса.
-
-
-
-
Упражнения для развития орфографической зоркости:
1) комментированное письмо; 2) зрительный диктант; 3) моделирование; 4) сигнальные карточки; 5) орфографическое проговаривание.
-
Графическое обозначение орфограмм
-
Сигнальные карточки
-
Алгоритм списывания (П.С. Жедек)
1. Внимательно прочитай предложение. 2. Повтори его, не заглядывая в текст. 3. Подчеркни в предложении все орфограммы. 4. Прочитай предложение орфографически. 5. Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки. 6. Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы.7. Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.
-
Моделирование правила написания безударных гласных в корне слова
-
Моделирование правила написания непроизносимых согласных Алгоритм проверки 1. Нахожу в корне опасное сочетание. 2. Изменяю слово так, чтобы после непроизносимого согласного стоял гласный звук или ставлю опасное сочетание на конец слова. 3. Слышу согласный звук. 4. Пишу согласную букву в опасном сочетании. Звез…ный – звезда, звездный.
-
-
-
Систематическая работа, основанная на использовании эффективных приемов и средств формирования орфографической зоркости, дала положительные результаты: — учащиеся усвоили основные виды орфограмм и их опознавательные признаки; — достигнут довольно высокий уровень сформированности орфографической зоркости и грамотности учащихся; — возрос интерес детей к урокам русского языка.
-
Благодарю за внимание!!!
-
Интернет-ресурсы
Глобус: http://www.mgau.ru/images/image_article/section_489_1196.png Чернильница: http://www.xrest.ru/images/collection/00707/871/original.jpg Книга: http://peuma.unblog.fr/files/2009/02/libro.jpg Разделители для рамочки сделаны при помощи автофигур.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.