Содержание
-
«Развитие словесно-логического мышления через развивающие игры-головоломки»
Подготовила: Дудкина Валентина Валерьевна МАДОУ № 61
-
Мышление
Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы. Мышление основано на установление связей и отношений. Логическое мышление - это мышление при помощи рассуждений. Рассуждать - значит связывать между собой разные знания для того, чтобы в итоге получить ответ на стоящий перед нами вопрос решить мыслительную задачу, при помощи внутренней речи - словесное обозначение выполняемых движений и их результатов, словесную характеристику используемых образов. Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.
-
Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, обобщение и т.д., то есть все то, чем занимается ребенок до школы, развивает у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимодействий, способность рассуждать. Ребенок может понять главную мысль предложения, текста, картинки, объединить несколько картинок на основе общего признака и т.д. Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий «подвох» и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.
-
Загадки
Загадки - замечательные образцы устного народного творчества. Разгадывание загадок математического содержания - это увлекательная игра, вызывающая у ребенка радостное, приподнятое эмоциональное состояние. Каждая загадка - это еще и логическая задача, решая которую, ребенок должен совершать сложные мыслительные операции. Важно научить ребенка не только отгадывать загадки, но и доказывать правильность отгадки, используя разные способы доказательств, путем простейших индуктивных и индуктивно-дедуктивных умозаключений.
-
Пример загадки
Пример: Три вершинки, Три угла, Три сторонки -Вот и я. (Треугольник) Ребенку можно задать вопросы: «О чем эта загадка? Почему ты так думаешь? Посмотри внимательно на эти треугольники (на фланелеграфе выложены три треугольника: жёлтый большой, синий средний и маленький). Жёлтый треугольник может быть отгадкой? Почему? А синий? А маленький? Так про какой же треугольник эта загадка?» Делается вывод: Отгадкой может быть любой треугольник любого цвета, размера, формы. Все треугольники имеют три стороны, три вершины, три угла.
-
Логические блоки Дьенеша
На сегодняшний день наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической подготовки мышления детей к усвоению математики. Маленьких детей привлекают логические блоки, так как они обеспечивают выполнение более разнообразных предметных действий. В комплект блоков входят 48 фигур, изготовленные из дерева или пластика. Каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Они представляют собой - геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник), и являются ознакомлением маленьких детей с формами предметов и геометрическими фигурами. Комплект логических блоков даёт возможность выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, обобщать предметы (по цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине).
-
Лингвистическая игра на развитие скорости мышления
«Оканчивание слов» Предлагаю ребенку поиграть в такую игру: я начинаю слово, произнося первый слог, а он – его заканчивает. «Отгадайте, что я хочу сказать: По…», - так вы начинаете игру. Предлагаю слоги: Если ребенок легко и быстро справляется с заданием, предлагаю ему придумывать (отгадывать) не одно слово, а столько, сколько он сможет.
-
Игра «Ассоциации»
Группа детей выстраивается в круг, и им предлагается два любых слова. Детям по очереди предлагается связать эти два слова в одно предложение. Кто последний придумает предложение, тот и выиграл. Игра учит аргументировать свои ответы, расширить кругозор Необходимый инвентарь: картинки животных, птиц (можно вырезанные из старых книг, журналов; открытки). Как играть: сначала читается стихотворение: Зайчик любит морковку, Мишка — малинку, Воробушек — рябинку, Рыбка — червячка, Избегай, рыбка, крючка. Называется животное, ребенку нужно быстро и правильно сказать, что оно кушает, например: корова — сено, собака — кость, мышка — сыр, кошка — молочко и т. д. Играть можно как двоим участникам, так и большему количеству. Периодически меняйтесь ролями с ребенком, это является для него прекрасным стимулом. Сыграйте в игру «Наоборот»: морковка — заяц, зерно — птица, лошадь — сено. Также можно сыграть в настольную игру « Ассоциации». Суть игры та же, но вместо слов ребенок делает подборку из картинок, подходящих по смыслу.
-
Игра «Найди лишнее слово»
Читаю ребенку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов; 3 слова в каждой серии является однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено. Предлагаю ребенку определить слово, которое является «лишним». · Старый, дряхлый, маленький, ветхий · Храбрый, злой, смелый, отважный · Яблоко, слива, огурец, груша · Молоко, творог, сметана, хлеб · Час, минута, лето, секунда · Ложка, тарелка, кастрюля, сумка · Платье, свитер, шапка, рубашка · Книга, телевизор, радио, магнитофон · Мыло, метла, зубная паста, шампунь · Береза, дуб, сосна, земляника Предлагаю ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.
-
Игра «Антонимы»
Предлагаю ребенку игру «Я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот, например: Большой - Маленький», можно использовать следующие пары слов: · Веселый – грустный · Быстрый – медленный · Красивый – безобразный · Устой – полный · Худой – толстый · Умный – глупый · Тяжелый – легкий · Твердый – мягкий · Шершавый – гладкий Эта игра способствует расширению кругозора и сообразительности ребенка.
-
Заключение
Со временем предоставляю ребенку возможность самому выбирать игру по желанию. Поддерживать интерес к играм помогают загадки, стихотворения, рассказы, сказки, скороговорки. Помогаю ребенку давать определения каждого слова, задаю наводящие вопросы, но всегда сначала даю ему возможность ответить самому. Овладев одной игрой, ребенок получает ключ к освоению следующей. Таким образом, благодаря наглядно-образному мышлению, ребенок учится рассуждать, связывать между собой разные знания и, опираясь на яркие образы в словестных суждениях, учится находить правильный ответ на поставленную задачу. Игры с ребенком и занятия творчеством, помимо учебы, способствуют развитию у ребенка различных мыслительных операций (обобщение, сравнение, абстрагирование и т.д.).
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.