Содержание
-
Дидактические игры с блоками Дьенеша, как одна из форм развития общих способностей дошкольника
Подготовила воспитатель Федорова Н.А.
-
Способности - это индивидуальные психологические особенности, отличающие одних людей от других. Речь идет только о тех особенностях, которые содействуют успешной деятельности. Способности не сводимы к знаниям, умениям и навыкам, хотя и обусловливают быстроту их приобретения. Способность - одно из базовых качеств психики. Общие способности — индивидуально-психологические свойства личности, являющиеся условиями достижения, высокой эффективности во многих видах деятельности. Развитие общих способностей начинается с самого раннего возраста и продолжается на протяжении всей жизни. К факторам, влияющим на развитие способностей, относят: генетические, внутриутробного развития, момента рождения, окружающей среды (психическая стимуляция, поддержка, питание), социальные условия.
-
Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения (В. Н. Кругликов, 1988). Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактические игры отличаются от остальных рядом характерных особенностей: познавательное содержание в них объединяется с игровой формой; присутствуют игровые правила и игровые действия; определены дидактические задачи. Дидактические игры способствуют развитию общих способностей детей: интеллектуальных, саморегуляции.
-
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста –одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом, профессором, создателем авторской методики «Новая математика»
-
ЗолтанДьенеш
11.09 1916 - 11.01 2014 Венгерский математик, психолог и педагог
-
ХАРАКТЕРИСТИКА БЛОКОВ ДЬЕНЕША В современной практике работы с детьми в детском саду и начальной школе находят место два вида логического дидактического материала: объемный и плоскостной. Объемный логический материал именуется логическими блоками, плоскостной — логическими фигурами. Объемный логический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами: Формой – круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные Цветом – красные, желтые, синие; Размером – маленькие, большие; Толщиной – толстые, тонкие. Плоскостной логический материал представляет собой набор из 24 фигур, Различающихся тремя свойствами: Формой – круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные; Цветом – красные, желтые, синие; Размером – маленькие, большие.
-
Объемные и плоскостные блоки Дьенеша
-
Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе различных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д.), несколько позже по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине). Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Значение блоков Дьенеша для развития детей дошкольного возраста
-
ЦЕЛЬ ПРИМЕНЕНИЯ БЛОКОВ ДЬЕНЕША Поддерживать интерес к развивающим играм. Развивать интеллектуальные способности детей через развивающую игру «Логические блоки Дьенеша». З А Д А Ч И 1. Познакомить детей с формой, цветом, размером, толщиной объектов; 2. Развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие; 3. Обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем); 4. Объяснять сходство и различие объектов, обосновывать свои рассуждения; 5. Развивать пространственные представления; 6. Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью. 7. Развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. 8. Развивать словесно-логическое мышление.
-
С детьми от 2 лет уместны простые игры. Например, в помощь к блокам имеются альбомы (для каждого возраста свои). Первый так и называется – Блоки Дьенеша для самых маленьких. Накладывая цветные блоки на цветные изображения в альбоме, ребенок будет в восторге от того, как под его руками плоскостные изображения превращаются в объемные. Похоже на собирание мазаики.
-
Для детей младшего возраста, блоки являются эталонами формы и цвета. Манипулируя с ними ребенок выясняет, что каждая фигура имеет цвет, форму, размер и толщину. Для них подойдут следующие упражнения. 1. Найди все фигуры такого же цвета(формы) 2. Найди такую же фигуру . 3. “Выложи дорожку”. Ребенку предлагают выложить дорожку так, чтобы рядом оказались фигуры одного цвета, или рядом оказались фигуры разной формы (одного размера и т.д., варианты по усмотрению) Выкладывать дорожки можно с опорой на схему(ориентация на один и два признака)
-
Опираясь на схемы, предложите ребенку продолжить цепочку чередуя блоки по размерам, цветам, толщине или форме. Например: синий, красный, синий и т.д. Выкладывать цепочку нужно так, чтобы рядом находились фигуры аналогичные по размеру, различные по форме и цвету и наоборот. Можно составить множество вариантов упражнений, которые помогают ребенку овладевать навыками сравнения, умениями анализа и синтеза.
-
Для обозначения размера: большая фигура обозначается домиком с окошком, домик без окошка – маленькая фигура: для обозначения толщины: толстый и тонкий и худой человечек. карточки с обозначением цвета : кляксы красная, синяя, желтая; для обозначения формы: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник
-
Второй набор карточек – отрицаний: те же карточки, но знаки перечеркнуты. Например: красная клякса перечеркнутая означает, что фигурка не красная. А значит она может быть синей или желтой. Перечеркнутый треугольник означает не треугольную фигурку ( квадратную, круглую или прямоугольную). Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств,
-
Карточки-схемы Демонстрационный и раздаточный материал
-
Классификация блоков по двум свойствам Размер и форма Цвет и форма Цвет и размер
-
Игры на составление линейного алгоритма
-
По форме, цвету и толщине По форме, цвету и размеру Схемы на составление линейного алгоритма по трем свойствам
-
«Опиши фигуру» по четырем свойствам»
-
Дидактическая игра «Какой фигуры не хватает?»
-
Для игры с одним обручем нужно подготовить логические блоки и обруч.
-
Пересечение двух областей
-
Моделирование из блоков Дьенеша
-
Игра «Украсим елку бусами»
Игра «Украсим елку бусами» обучает порядковому счету, прививает умения разбираться в схемах, а также развивает абстрактное мышление ребенка. Для работы нужно подготовить изображение елки, логические фигуры и карточки с символами. Цель игры заключается в том, чтобы украсить елку пятью рядами бус. Каждый ряд насчитывает три бусы. На карточке цифра обозначает порядковый номер нитки. Украшать елку нужно сверху вниз. По схеме необходимо украсить первый ряд бусами. Например, большой синий круг, маленький синий треугольник и большой синий квадрат. По аналогии размещаем оставшиеся бусы. При этом заштрихованный кружок указывает на местоположение бусинки на нитке.
-
Л И Т Е Р А Т У Р А 1. Е.А.Носова, Р.Л. Непомнящая Логика и математика для дошкольников С-Пб «Детство-Пресс 2002. 2. Е.Н.ПановаДидактические игры –занятия в ДОУ. Воронеж 2007. 3. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет /под ред. А.А.Столяра. М.: Просвещение,1991. 4. З.А. Михайлова Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М.: Просвещение, 1990. 5. Презентация «Развивающие игры в работе с детьми дошкольного возраста» логические блоки Дьенеша. Автор воспитатель высшей квалификационной категории ГБОУ Школы №1692 Саминина Л. Г. 6.Источник: http://mama.neolove.ru/early_childhood_education/system_denesha/sistema_djenesha.html © NeoLove.ru 7. Источник: http://bebygarden.ru/sistema-rabotyi-s-blokami-denesha/ © bebygarden.ru
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.