Содержание
-
ГБОУ ЛНР «Антрацитовская общеобразовательная специальная (коррекционная) школа-интернат»Инновационный логопедический проектТема: «Развитие связной речи с помощью сказок»
Подготовила: Учитель-логопед Остапенко Ирина Анатольевна
-
Гипотеза проекта: Если использовать систематически в своей работе сказки, театрализованные игры, инсценировки потешек, стихов, постановки сказок, спектаклей, то речь ребёнка улучшится, мы сможем наиболее эффективно добиться решения основных логопедических задач.
-
Цели проекта: Коррекция и развитие речи учеников, имеющих недостатки развития речи через использование театральной деятельности и сказкотерапии; развитие диалогической речи у детей младшего школьного возраста в процессе логопедической работы; создание благоприятных условий для развития связной речи у детей с ОНР ;формирование чёткой, интонационной, грамотной речи; развитие мелкой моторики; привлечение родителей к коррекционному процессу.
-
Задачи проекта: Развивать связную речь учеников Научить: выразительно интонировать голоса героев сказки; использовать образные выражения при пересказе сказки; выразительно передавать в мимике и движениях эмоциональное состояние героев сказок. Обогатить речевой опыт детей разнообразными видами диалогических реплик. Активизировать речевую активность. Совершенствовать: лексико-грамматические средства языка; звуковую сторону речи в сфере произношения, восприятия и выразительности. Разработать технологию логопедической работы по развитию диалогической речи у детей с ОНР. Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами и родителями учеников. Создавать на занятиях благоприятную психологическую атмосферу, сотрудничество логопеда с учениками и друг с другом. Укреплять веру учеников в собственные возможности, сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью. Повысить культурный уровень школьников. Использовать новые формы в логопедической работе: сказкотерапии и театральной деятельности.
-
Принципы использования театрализации с учётом коррекционного воздействия: Принцип личностно-ориентированной направленности; Принцип коррекционно-развивающего обучения; Принцип нравственно-эстетической ориентированности.
-
Тип проекта: информационно-практический, долгосрочный, 4 месяца (сентябрь-октябрь). Участники проекта : учитель-логопед, ученики 1-А и 1-Б классов, педагоги и родители.
-
Пальчиковый театр и театрализованные игры. Основной вид деятельности ребенка - игра. Существуют различные игры. Одни развивают мышление и кругозор детей, другие – ловкость, силу, третьи – конструкторские навыки. Есть игры, направленные на развитие творчества у ребенка, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением. Одним из видов таких творческих игр театрализованная игра. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры Настоящая творческая игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Ведь текст произведения как канва, в которую дети сами вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку .
-
Ожидаемый результат. Повышение эффективности коррекционного процесса. Развитие коммуникативных компетенций учеников. Включение родителей в коррекционный процесс.
-
План реализации проекта
-
-
-
Этапы работы Подготовительный этап. Изучение литературы по данной проблеме, опыта работы коллег средствами информационных ресурсов. Изучение современных требований к содержанию и организации театральной деятельности школьников. Диагностика нарушений речи учеников. Анализ состояния театрально – игровой деятельности детей. Изучение возможности участия родителей в реализации проекта. Определение личного вклада каждого участника процесса. Подготовка материальной и методической базы (аудиотехника для музыкального оформления спектаклей, театральные уголки для самостоятельной деятельности детей, где имеются различные виды театров, элементы костюмов, простые декорации). Разработка критериев эффективности проекта.
-
Основной этап. Показ театрализованных представлений для детей и родителей. Проведение мастер – классов, консультаций. Выставка рисунков к сказкам. Создание информационно – методического стенда «Для родителей». Выставка книг. Полученные во время занятий с логопедом знания, речевые умения у детей закрепляются в игровой форме в повседневной жизни.
-
Заключительный этап. Итоговое мероприятие «Сказка приходит в гости к нам». Презентация проекта. Выставка работ. Анализ достигнутых результатов.
-
-
Результативность. У учеников улучшилось звукопроизношение. Правильно употребляют лексико– грамматические категории. Согласно возрасту овладели грамотной и связной речью. Умеют использовать образные выражения при пересказе сказок. Передают мимикой и движениями эмоциональное состояние героев сказок. Появился интерес к занятиям, доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу. Родители вовлечены в коррекционный процесс. Повысился культурный уровень школьников. Уменьшилось количество логических ошибок в составлении диалогов. В результате проведения комплексно – игровых занятий по данной теме у большинства учеников улучшились взаимоотношения со сверстниками.
-
Вывод: таким образом, на основании выше приведённых материалов, можно сделать следующие выводы о значении сказки в логопедической работе; у ребёнка ликвидируются болезненные переживания, связанные с дефектами речи; укрепляется психическое здоровье, что способствует улучшению социальной адаптации; использование комплексной системы коррекционно– воспитательной работы приводит к стойкой положительной динамике в речевом развитии и эмоционально – волевой сфере; улучшается фонематическое восприятие, артикуляционная моторика, звукопроизношение, слоговая структура слова, языковой анализ, грамматический строй, словарь, лексико– грамматические отношения, связная речь.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.