Содержание
-
«Развитие связной речи дошкольников посредством использования дидактических игр». Подготовила учитель – логопед Сытина О.И.
-
-
Связная речь – высшая форма мыслительной деятельности. «Развитие связной речи определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка» (Л.С. Выготский)
-
Развитие связной речи в дошкольном возрасте является важнейшим условием успешного обучения детей в школе.
-
Формы связного высказывания диалог монолог повествование описание рассуждение
-
Задачи обучения детей связной речи
-
Младший возраст 1 - Развивать диалогическую форму речи. 2 - Вовлекать детей в беседу во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов. 3 - Формировать у детей речевую культуру: напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания». 4 - Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.
-
Средняя группа 1 - Совершенствовать диалогическую речь: активизировать участие в беседе, понятно отвечать на заданные вопросы и уметь правильно задавать вопросы самим ребёнком. 2 - Учить детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала. 3 - Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.
-
Старшая группа 1 - Развивать умение поддерживать беседу. 2 - Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытку высказывания своей точки зрения. 3 - Развивать монологическую форму речи. 4 - Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы. 5 - Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины. 6 - Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам. 7 - Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.
-
Подготовительная к школе группа 1 - Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. 2 - Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми, воспитывать культуру речевого общения. 3 - Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их. 4 - Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. 5 - Помогать составлять план рассказа и придерживаться его. 6 - Развивать умение составлять рассказы из личного опыта. 7 - Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему
-
1 - пересказ 2 - рассказ по сюжетной картинке или по картине известного художника 3 - рассказ по серии сюжетных картинок 4 - описательный рассказ 5 - драматизация 6 - творческий рассказ Виды занятий по развитию речи
-
Речевое развития детей 2-4 лет:
Дошкольники в этом возрасте должны уметь (высокий уровень): Пересказывать знакомую сказку, словесно описывать событие из своей жизни (Как провёл выходные? Что понравилось в цирке)? Составлять небольшой описательный рассказ об игрушке с помощью наводящих вопросов или по сюжетной картинке, например: «Кукла обедает», «Мальчик играет в игрушки». Знать героев сказки и их характерные признаки, например: волчок серый бочок, мишка косолапый. Знать последовательность действий. Уметь начинать и заканчивать сказку теми же словами, что и в книге.
-
Речевое развития детей 4 – 5 лет:
В этом возрасте важно уметь: Придумывать простые предложения из 3-4 слов; Пересказывать тексты объёмом 3-5 предложений; Выразительно читать стихи. Для продуктивного речевого развития полезно использовать дидактические пособия и игры. Уметь составлять рассказы по картине, серии картин, из личного опыта объёмом до 5 предложений.
-
Речевое развития детей 5 – 6 лет:
Дошкольники этого возраста должны уметь: Составлять простые и сложные предложения. Составлять рассказы по картинке, серии картинок, из личного опыта (5-6 предложений). Пересказывать текст в объёме до 5 предложений. Знать и объяснять значение пословиц и поговорок. Выразительно читать стихи.
-
Речевое развития детей 6 – 7 лет:
Дошкольники этого возраста должны уметь: Составлять простые и сложные предложения. Например, из заданных слов: весна, ручьи, наступила, побежали. Из предложенных словосочетаний образовывать новые: платье из шерсти – шерстяное платье, деревянный ящик – ящик из дерева, яблоко покраснело – покрасневшее яблоко. Использовать в речи притяжательные прилагательные: хвост зайца – заячий хвост; лапа волка – волчья лапа. Составлять рассказы по картинке, серии картинок, из личного опыта (7- 8 предложений). Пересказывать текст в объёме до 8 предложений. Знать и объяснять значение пословиц и поговорок. Выразительно читать стихи, отгадывать загадки.
-
Составление описательного рассказа о предмете. Последовательность работы.
1.Обследование игрушки, предмета 2.Вопросы по уточнению свойств 3.Составление плана рассказа 4. Рассказ 5. Помощь, подсказка, наводящие вопросы 6. Оценка
-
Рассказ по картине.
1.Предварительная работа ( наблюдение, чтение).2.Рассматривание картины.3.Беседа по содержанию, уточнение.4.Составление плана рассказа.5. Рассказ.6.Помощь, подсказка ребенку.
-
Пересказ.
1. Создание познавательного интереса, мотивация. 2. Первичное ознакомление с художественным произведением. 3.Разбор и проговаривание незнакомых слов и понятий, беседа по содержанию. 4. Повторное чтение художественного произведения взрослым с установкой на пересказ. 5. Пересказ художественного произведения ребёнком (с учётом речевого развития ребёнка): от начала до конца; по частям; по ролям; от лица героя.
-
-
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление, она является: и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, развивается связная речь, формируется умение правильно выражать свои мысли.
-
Основные виды дидактических игр.
- Настольно-печатные игры (парные картинки, лото, домино, разрезные картинки). - Игры с предметами (игрушки, природный материал). - Словесные игры.
-
Примеры дидактических игр .
Для дошкольников 3-4 лет можно предложить игру «Скажи наоборот». Взрослый начинает фразу, а ребёнок заканчивает: Слон большой, а мышь …. (маленькая). У мамы волосы длинные, а у папы …. (короткие). Волк смелый, а заяц … (трусливый). Игра «Кто что ест»? (кошка лакает молоко, собака грызёт кость). Игра « Кто где спрятался»? (понимание предлогов: под, на, за, в).
-
Примеры дидактических игр для детей 5 – 6 лет.
«Узнай по описанию»: взрослый загадывает какой-то предмет и называет его характеристики, ребёнок должен отгадать задуманное, например, жёлтый, овальный, кислый (лимон); зелёный, круглый, сладкий, большой (арбуз); «Назови ласково»: лиса – лисичка, утка – уточка, воробей – воробышек и т.д. «Один-много»: один лимон – много лимонов; один мяч – много мячей, одна берёза – много берёз и т.д. «Мяч давай, части тела называй» или «Мяч бросай, мебель быстро называй». Взрослый говорит обобщающее понятие и бросает мяч ребенку. Тот, возвращая мяч, должен перечислить соответствующие слова. Игра будет интересней, если участие будут принимать несколько детей. Для выявления понимания дошкольником назначения предметов используется игра «Что для чего?»: - Чем рисует художник? - С помощью чего пришивают пуговицу? - Какой предмет понадобится для игры в футбол?
-
Примеры дидактических игр для детей 6 -7 лет.
«Назови одним словом»: грач, журавль, аист – это… пальто, куртка, плащ – это… кресло, кровать, диван – это…. «Профессии»: Кто водит автомобиль? Кто разносит почту? Ребёнку предлагаются предметы или предметные картинки, ему нужно назвать их признаки: Мяч какой? Груша какая? Кресло какое? Цветы какие? Стол из дерева какой? (деревянный), стакан из стекла какой? (стеклянный), котлеты из курицы какие? (куриные). Употребление антонимов: чистый – (грязный), добрый – (злой), весёлый – (грустный), тепло – (холодно), далеко – (близко), друг – (враг). «Кто как передвигается?» Птица – (летает), змея – (ползает), человек – (ходит, бегает). «Кто что делает?» повар – (готовит), врач – (лечит), художник – (рисует).
-
Обладая хорошо развитой связной речью, ребёнок может дать развернутый ответ , последовательно и логично излагать свои собственные суждения.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.