Содержание
-
Реализация требований ФГОС ДО с использованием педагогической системы Марии Монтессори.
Подготовила: учитель-логопед Шерле Марина Витальевна ГБДОУ д/с № 25 Петродворцового района Санкт-Петербурга
-
ФГОС – это не страшно. ФГОС – это стандарт, но есть вариативная часть программы, которая не «задавит» педагогов – практиков. ФГОС – это «локомотив», а не «бульдозер». Теперь дошкольное образование – это начальная ступень. Таким образом, Стандарт немного защитил родителей ФГОС защищает воспитателей и детей от оценки по проверкам, нет результатов, есть целевые ориентиры.
-
В мире происходит сближение образовательных систем разных стран. В 2003 году Россия подписала «Болонское соглашение», определив тем самым намерения нашей страны стать участником единого европейского образовательного пространства. Изучение инновационных/ретроинновационных педагогических систем может стать базой для решения различных воспитательных и образовательных задач в контексте реализации современных ФГОС ДО. В России педагоги-гуманисты появились на рубеже ХIX-XX века. Среди них Лев Николаевич Толстой, Юлия Ивановна Фаусек, Петр ФранцевичЛесгафт и др.
-
«Монтессори педагогика» представляет собой уникальное педагогическое явление, созданное и оформленное еще в начале XX века известным итальянским ученым-практиком Марией Монтессори (1870-1952 г.г.)
-
Свою педагогическую систему М. Монтессори называла системой саморазвития детей в специально-подготовленной предметной развивающей среде. Понятие «педагогическая система» означает единство и целостность Монтессори-педагогики в философском, психологическом и педагогическом аспектах. Каждый объект и субъект окружающего нас мира исполняет предназначенную ему природой особую функцию. М. Монтессорипредложила собственную возрастную периодизацию и выделила «сенситивные периоды» в развитии ребенка. Защита достоинства личности детей, признание их прав. Создание специально подготовленной среды (комплект дидактических материалов).
-
Стандарт требует создать условия для реализации программы (психолого-педагогические условия): 1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; 2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей); 3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития; 4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности; 5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; 6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; 7) защита детей от всех форм физического и психического насилия 8) поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
-
Требования к развивающей предметно-пространственной среде. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
-
Мария Монтессори утверждала: подготовленная среда, смиренная учительница и научный материал – это три основных условия успешной воспитательной работы.
-
Монтессори– педагог не является центром класса, он едва заметен, он должен быть проницательным наблюдателем, старшим другом, способным помочь ребенку сделать что-либо самостоятельно. Подготовка Монтессори - педагога состоит в самоконтроле и запрете на тиранию. Учитель должен изгнать из своего сердца гнев и гордыню, должен научиться быть смиренным и любить. При этом учитель не должен никогда забывать, что он – учитель и что его задача в том, чтобы воспитывать ребенка. Учитель должен быть активнымнаблюдателем, исследователем, знать и учитывать сенситивные периоды в развитии ребенка. Вера в ребенка – краеугольный камень педагогики М. Монтессори. Девиз: «Помоги мне это сделать самому».
-
Сенситивные периоды психического развития - это периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам, видам деятельности, к способам эмоционального реагирования, к восприятию того или иного объекта и субъекта окружения, поведения вообще, вплоть до того, что каждая черта характера наиболее интенсивно развивается на основе внутреннего импульса. Среди основных сенситивных периодов детства М. Монтессори выделяла: Сенситивный период развития движений (от 1 года до 4 лет) Сенситивный период развития речи (от рождения до 6 лет) Сенситивный период сенсорного развития (от рождения до 5,5 лет) Сенситивный период развития руки и интереса к мелким предметам (от 1,2 до 6 лет) Сенситивный период восприятия порядка (от рождения до 3 лет): порядок в окружающей среде, порядок во времени, порядок в поведении взрослых по отношению к ребенку. Сенситивный период социального поведения (от 2,5 до 6 лет)
-
Специально подготовленная социокультурная и предметно-развивающая среда— это детально продуманное пространственное окружение ребенка, в котором протекает его жизнь в дошкольной организации. Наблюдается разбивка на зоны и материал по возрасту. В специально-подготовленных предметно-пространственных средах фундаментальным является требование иметь в классе только один дидактический материал данного типа. Одним из важнейших свойств материалов Монтессори, с точки зрения современной психологии, является их изоморфность. То есть структура каждого дидактического материала, с которым взаимодействует ребенок (созерцает или ощущает как-то иначе) взаимосоответствует элементам процессов, происходящих в головном мозге ребенка.
-
Часть материалов М. Монтессориполифункциональна, например, геометрические тела – это и первое сенсорное ощущение, узнавание названий, далее в школе используются для выведения формул на математике. Предметы, составляющие сенсорный материал, являются эталоном измерительной системы. Например, красные штанги длиной от 10 до 100см, розовые кубики объемом от 1 до 10 кубических см. В использовании материалов М. Монтессори есть возможность самостоятельного контроля ошибок, самостоятельных упражнений с материалами и открытий.
-
К целевым ориентирам дошкольного образования по ФГОС относятся социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Т.е. комплексная характеристика ребенка, складывающаяся в процессе жизнедеятельности в детской образовательной организации. В Монтессори-образованииэтот процесс называется определяющим термином «нормализация» и имеет специальное значение. «Нормальный» здесь не несет значения «типичный», «средний» и даже «обычный». Термин «нормальный» и «нормализация» используется для описания уникального процесса, который М. Монтессори открыла в развитии ребенка.
-
Е.М. Стэндинг («Мария Монтессори: ее жизнь и работа», 1957) перечисляет характеристики нормализации: любовь к порядку, любовь к работе, спонтанная концентрация, любовь к тишине и работе самостоятельно, принятие реальности, способность действовать, исходя из реального выбора, послушание, независимость, инициатива, спонтанная самодисциплина, жизнерадостность. Термин «нормализация» близок к термину «социализация», который используется современной педагогикой и психологией.
-
Свобода и дисциплина. Свободе ребенка должна полагаться граница в коллективном интересе, а форма ее – то, что мы называем воспитанностью. Первое, что должен усвоить ребенок для выработки активной дисциплины, - это различие между добром и злом. Ребенок не должен смешивать добро с неподвижностью и зло с активностью. Цель – дисциплинировать для деятельности, труда, добра, а не для неподвижности, пассивности и послушания. Примерные правила группы: Мы вежливы и внимательны друг к другу. По группе ходим спокойно. В группе разговариваем негромко. Убираем каждый материал или игру на место. Бережно относимся к материалам, игрушкам, вещам в группе. Коврик обходим – это рабочее место.
-
Самостоятельность. Человек не может быть свободен, если он не самостоятелен. Самостоятельно добытые знания и умения глубже проникают в сознание, они делают человека по настоящему свободным. Из юного поколения мы должны создать сильных людей, а сильными людьми мы называем самостоятельных и свободных.
-
Спасибо за внимание.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.