Содержание
-
Речь правильная и речь хорошая
Цель урока: познакомить обучающихся с нормами литературного языка и качествами хорошей речи.
-
Как человека можно распознать по его обществу, так о нем можно судить по его языку. Дж. Свифт
-
Нормы литературного языка:
Орфоэпическая Грамматическая Лексическая Стилистическая Орфографическая Пунктуационная
-
Орфоэпическая норма-
определяющая правила произношения слов Например: «свёкла», а не «свекла»
-
Грамматическая норма-
Определяющая правила образования слов и форм слова, употребления частей речи и их форм, построения синтаксических конструкций. Например: «надетый, а не надёванный»; «инженеры, а не инженера» НЕЛЬЗЯ!!! Проходя по улице, слетела шляпа.
-
Лексическая норма -
Определяющая правила употребления слов в соответствии с их значением и сочетания слов в речи. Например: НЕЛЬЗЯ!!! Кавалькада машин. Низкий потолок – низкий старик.
-
Стилистическая норма -
Определяющая выбор речевых средств в соответствии с ситуацией общения.
-
Орфографическая норма -
Определяющая правила написания слов Например: Собака, а не сабака
-
Пунктуационная норма -
Определяющая правила постановки знаков препинания Например: Увы, все уже в прошлом!!!
-
Определите, какая из словарных статей относится к толковому словарю, какая – к словарю трудностей.
РЕЛИКВИЯ. Реликвии (реликвия) чего [не реликвии о чем]. Реликвии прошлого. Пример ненормативного употребления: « А почему бы, скажем, нельзя новичков привести в музей, где собраны реликвии о рабочей славе» 2. РЕЛИКВИЯ, -и, ж. Вещь, свято хранимая как память о прошлом. Семейная р. II прил. Реликвийный, -ая, -ое(спец.) Реликвийные экспонаты музея.
-
Прочитайте вслух.
В продаже ботинки мальчиковых размеров. Несмотря на солидный возраст, он отличался мальчиковой наивностью.
-
Богатой
Считается речь человека, который обладает обширным словарным запасом, умеет соединять слова, придавая им при этом различные смысловые оттенки, владеет всем разнообразием синтаксических конструкций и в устной речи умело использует все возможности интонации.
-
Точной
Является речь, в которой мысли и чувства говорящего или пишущего переданы ясно и полно. Причиной неточности может быть: Недостаточное знание того, о чем человек говорит или пишет; Речевая бедность.
-
Логичной
Считается речь, в которой ясно и правильно выражена связь слов в предложении и связь отдельных высказываний в тексте.
-
Логичны ли данные рассуждения?
Матрена Тимофеевна вышла замуж, и счастья стало меньше. Она была верна мужу. Фашисты его повесили, но он выдержал все испытания. - Мама, что такое сено? -Сухая трава. -Значит, когда коровы едят свежую траву, то дают свежее молоко, а когда сено – то сухое.
-
Чистой
Считается речь, свободная от слов- паразитов, жаргонных, диалектных, просторечных слов, а также слов, оскорбляющих нравственность.
-
Уместной
Называется речь, отвечающая целям и задачам общения. Различают уместность: -Ситуативную; -Стилевую; -Личностно-психологическую.
-
Выразительной
Считается речь, которая своим построением и отбором языковых средств привлекает и поддерживает внимание и интерес слушателя или читателя.
-
Подведем итог занятия:
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.