Содержание
-
Речевые ошибки
Автор презентации: Крюкова М.А.,учитель русского языка МОУ «СОШ №99» г. Омска 2010 год
-
Предисловие
Одним из критериев оценивания экзаменационных изложения и сочинения является критерий «Соблюдение речевых норм» (ГК4):1. Речевых ошибок нет или допущено не более 2 ошибок – 2 балла2. Допущены 3 ошибки – 1 балл3. Допущены 4 ошибки и более – 0 баллов Данная презентация расскажет вам о том, какие ошибки называют речевыми, и продемонстрирует основные типы речевых ошибок, допускаемых выпускниками в экзаменационной работе.
-
Какие ошибки называют речевыми?
Речевые ошибки - это ошибки, допущенные в употреблении слова. Например:Они потеряли на войне двух единственных сыновей. Комментарий:Само по себе слово «единственный» ошибки не содержит, оно лишь неудачно употреблено, не «вписывается» в контекст, не сочетается по смыслу со своим ближайшим окружением.
-
Употребление слова в несвойственном ему значении
Например:Мы были шокированы прекрасной игрой актёров. Комментарий:В данном случае неуместно слово «шокированы», т.к. шокировать – значит вызывать чувство неловкости, приводить кого-л. в смущение своим поведением, нарушением правил приличия, общепринятых норм поведения. Это слово нужно заменить словом«восхищены».
-
Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом
Например:Были приняты эффектные меры. Комментарий: В данном контексте слово «эффектный» неуместно, т.к. «эффектный» - значит «производящий эффект, впечатляющий». Его следует заменить однокоренным «эффективный» - значит «дающий эффект, действенный».
-
Неразличение синонимичных слов
Например:В конечном предложении автор применяет градацию. Комментарий: В данном случае вместо прилагательного «в конечном» необходимо употребить существительное «в конце».
-
Употребление слов иной стилевой окраски
Например:Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею. Комментарий: Вместо «колею» уместнее будет звучать в данном контексте слово «русло».
-
Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов
Например: Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. Комментарий: Эмоционально-окрашенное выражение «то и дело» следует заменить стилистически нейтральным синонимом «неоднократно».
-
Неоправданное употребление просторечных слов
Например:Таким людям всегда удаётся объегорить других. Комментарий: В данном предложении просторечное слово «объегорить» следует заменить стилистически нейтральным синонимом «обмануть».
-
Нарушение лексической сочетаемости
Например:Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особенности. Комментарий: Слово «особенности» необходимо заменить словом «средства».
-
Употребление лишних слов, в том числе плеоназм
Например:молодой юноша очень прекрасный бесплатный подарок Комментарий: В этих словосочетаниях выделенные слова являются лишними, т.к. они дублируют лексическое значение невыделенных слов.
-
Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)
Например:В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. Комментарий: В данном предложении необоснованно повторяются однокоренные слова. Одно из них следует заменить синонимичным: вместо «рассказ» - «произведение» или вместо «рассказывается» - «повествуется».
-
Неоправданное повторение слова
Например:Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного. Комментарий: Во втором предложении повторяющееся слово «герой» уместнее заменить личным местоимением «он».
-
Бедность и однообразие синтаксических конструкций
Например:Когда писатель пришёл в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу. Комментарий: В данном случае оба предложения построены однотипно: они представляют собой сложноподчинённое предложение с придаточным времени, которое находится перед главным. Чтобы устранить эту речевую ошибку, придаточное во втором предложении можно заменить существительным с предлогом «после разговора».
-
Неудачное употребление местоимений
Например:Данный текст написал В.Белов. Он относится к художественному стилю. Комментарий: Употребление личного местоимения «он» делает второе предложение двусмысленным: то ли ТЕКСТ относится к художественному стилю, то ли В.БЕЛОВ.
-
Послесловие
Будьте внимательны! Не допускайте ошибок!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.