Содержание
-
«Как помочь первокласснику избежать трудностей при овладении письмом»
-
Что необходимо для успешного овладения письмом
Различение на слух всех звуков речи (гласные-согласные, звонкие-глухие, мягкие-твердые, свистящие-шипящие, Р-Л-Й); Правильное произношение всех речевых звуков (в плане отсутствия замен одних звуков другими типа СЫСКА вместо ШИШКА, ЛОЖОК вместо РОЖОК и пр.); Владение простейшими видами звукового анализа, а именно: а) выделение звука на фоне слова (например: «Есть ли звук Р в слове РЫБА? А в словах ШАР, КАРТИНА? »); б) определение места звука в слове (начало, середина, конец). Например: «На каком месте в слове МАШИНА находится звук Ш — в начале, в середине или в конце? А в словах ШУБА, ЕРШ?»; в) выделение ударного гласного звука из начала и конца слова, например: «Какой первый звук в слове АИСТ? Какой последний звук в слове МАК?»
-
Достаточный уровень сформированности зрительно-пространственных представлений: а)умение различать предметы и геометрические фигуры по форме, величине, расположению в пространстве, что необходимо для прочного усвоения зрительных образов букв. При наличии у ребенка трудностей в усвоении букв (т. е. в запоминании их начертаний) он не сможет правильно писать слова даже при условии полной ориентировки в звуковом составе. Письменная речь формируется только на основе устной и между ними существует тесное взаимодействие.
-
Виды речевых нарушений:
ФОНЕТИЧЕСКОЕ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ (фонетический дефект ФД) – это изолированное нарушение звукопроизношения (одного или нескольких звуков). Основные причины нарушений звукопроизношения: Нарушение подвижности речевых органов; Нарушение речевого слуха (ребенок может путать близкие по звучанию звуки); Короткая уздечка языка; Нарушение общей подвижности ребенка.
-
ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ (ФНР) недоразвитие фонематического слуха и фонетического восприятия. Фонематическое восприятие – это способность воспринимать и различать звуки речи. Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. Правильное произношение в самостоятельной речи не всегда является показателем сформированности фонематического восприятия. Если дети имеют абсолютно чистую речь, устойчиво различают на слух все звуки родного языка, то можно говорить об окончательной сформированности фонетико-фонематических представлений.
-
При неразличении звуков на слух ребенок будет испытывать постоянные трудности в выборе букв даже в том случае, когда он хорошо различает все буквы по виду. На письме будут наблюдаться буквенные замены. Единственный путь преодоления подобных ошибок на письме – это воспитание у ребенка четкой слуховой дифференциации не различаемых им звуков. Если работа по обучению правильному произношению звуков (постановка звуков) может осуществляться только учителем-логопедом, то задания по различению звуков на слух ребенок может выполнять под руководством родителей, т. е. под вашим руководством, уважаемые папы и мамы. Систематические занятия по дифференциации звуков активизируют фонематическое восприятие, способствуют осознанию звукобуквенного состава слов, предупреждают неправильное написание букв, формируют мыслительные процессы противопоставления и, что самое главное, помогают контролировать свою речь.
-
ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ (ФФНР) – это нарушение звукопроизношения (одного или нескольких звуков), недоразвитие фонематического слуха и восприятия. При фонетико-фонематическом недоразвитии нередко наблюдается смазанность речи, сжатая артикуляция, а также бедность словаря и некоторая задержка в формировании грамматического строя речи.
-
Игры, направленные на профилактику и преодоление нарушений письма
Прежде всего, надо научиться уважать незнание и непонимание ребёнка, стараться найти их причины. Внимание и запоминание у 6 - 7 летних детей ещё слабое, значит, необходимо выполнять задания в форме игр (легче запомнить то, что интересно), которые помогут подготовить детей к обучению письму, и помочь исправить уже имеющиеся стойкие ошибки на письме.
-
Игры направленные на развитие фонематического анализа и синтеза
“Цепочка слов“ - как можно больше придумать слов на последний звук /кот - туман - нос/. "Игры с использованием магнитной азбуки“ измени один звук слова, объясни смысл слов: сом - сок - суп - сор - сыр - сын - сон - роса - роза - рота… Кто составит больше слов из одного: Ш О К О Л А Д К А - лошадка, клад, шок, школа. Вычёркивание заданных гласных-согласных букв из текстов журналов, газет «Кто больше найдёт букв А, О, У, Э И, Ы…», «Кто меньше пропустит букв» и т.д.
-
Упражнения для умения ориентироваться на листе бумаги
Например: чтобы ребёнок научился различать верх и низ листа на бумаге, ему предлагаются задания, “ снежинки падают”, “ бабочки на лугу“ и т.д. “Снежинки падают“- дети выкладывают снежинки, сделанные из бумаги, в верхнюю часть листа, затем берут каждую снежинку и показывают , куда она падает. Свои действия ребёнок сопровождает словами: «сверху – вниз», «в правый нижний угол» и т.д. “Бабочки на лугу“- ориентируясь на показ взрослого и его словесные инструкции, а затем только словесной инструкции, дети перемещают бабочку по листу бумаги, комментируя свои действия: «снизу - вверх, сверху – вниз, вправо-влево» и т.д.
-
«Котята разбежались» - запоминание слов: “вправо - правый, влево - левый, вверх - верхний, низ - нижний” на листе цветной бумаги расположены фигурки котят разного цвета. В начале игры все они находятся в одном месте. Ребёнок называет месторасположение котят: “в середине ...” Взрослый говорит: “ Котята разбежались… “ - и передвигает фигурки в разные направлениях. Ребёнок должен показать, сказать, где находится каждый котёнок, например: “ Серый котёнок сидит в правом верхнем углу, а рыжий внизу слева.... “. Игру можно проводить в нескольких вариантах: “Что изменилось?" “Запомни и назови“менять расположение котят, когда ребёнок отвернётся; “Дрессированные котята“– ребёнок «дрессировщик» указывает место расположения каждого котёнка, другой ребёнок укладывает фигурки в соответствии с указанием «дрессировщика».
-
Игры для подготовки пальцев и кистей рук к письму.
“Музыканты“ - движениями рук дети копируют игру на различных музыкальных инструментах. “Курочка пьет водичку“ - локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва ритмичные наклоны рук вперёд. “Пальчики здороваются“ - кончик большого пальца последовательно прикасается к остальным. Поочередно выполняется правой/левой рукой. Разновидность этого упражнения: ладони обеих рук подняты пальцами вверх и обращены друг к другу, пальцы разведены. Поочередно пальцы соприкасаются, постукивая друг друга. Выполнение этого упражнения можно сочетать с проговариванием потешек, поговорок, маленьких стихов. “Пальчики в футбол играют“ - поочередно сгибать и разгибать пальцы рук и т.д. Полезно развязывание узелков на шнурках, раскрашивание, рисование (фломастеры не рекомендуются), графические упражнения (штриховка, контурирование), аппликационные работы, конструирование, вырезывание, нанизывание бус, плетение, собирание пазлов, мозаики.
-
Для развития зрительно-пространственных представлений можно использовать с детьми следующие приемы:
вылепливание смешиваемых букв из пластилина; вырезание букв из бумаги или картона; обводка контура букв; узнавание букв, по-разному расположенных в пространстве; узнавание букв, наложенных друг на друга; узнавание букв, написанных разными шрифтами (печатные, рукописные, заглавные, строчные, стилизованные).
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.