Содержание
-
Роль словарной работы в повышении интереса учащихся к изучению русского языка в свете НПТ
-
План
1.Содержание, методические проблемы и принципы организации словарной работы при обучении русскому языку. 2.Система методических приёмов и упражнений, направленных на овладение учащимися словарным богатством русского языка. 3.Значение словарной работы на уроках русского языка
-
Всем известно, что чем богаче активный словарный запас человека, тем грамотнее и красивее его речь. Однако дети, приходя в первый класс, имеют маленький словарный запас, не знают лексического значения простейших слов. Как учитель я для себя сделала вывод, что в работе по обучению словам с непроверяемым написанием особую актуальность приобретает поиск и использование эффективных методов обучения.Передо мной всегда стоит главная задача: заинтересовать детей в предмете, привлечь внимание учеников, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами. Поиск эффективных методик привел меня к новым компьютерным технологиям.
-
Благодаря электронной поддержке, в более короткие сроки можно решить такие задачи, как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости, что способствует повышению грамотности.
-
В русском языке существует большое количество слов с традиционным написанием. Эти слова в школьной практике принято называть трудными. Наибольшую трудность для учащихся школы представляют слова с безударными гласными, не проверяемыми ударением, потому что правильность написания их не определяется ни правилами, ни произношением – их надо запомнить. Словарная работа проводится на всех уроках русского языка и способствует развитию лексической стороны речи учащихся, грамматическому её оформлению, развитию орфографической зоркости. Она является одним из видов закрепления знаний на уроке. Учитель определяет количество новых слов и слов для повторения на каждый урок, ориентируясь на учебную программу, а также исходя из реализации принципа расширения межпредметных связей в обучении и связи с жизнью,- это слова, необходимые для изучения математики, географии, истории, черчения и т.д., современная лексика из газетных и журнальных статей. .
-
Все слова, изучаемые на уроке, должны быть отработаны в лексическом и грамматико-орфографическом плане. Систематическая словарная работа способствует формированию не только общеучебных и специальных умений и навыков, но и коррекции речи, памяти, внимания. Выбор словесных, наглядных или практических методов и приёмов, использование их в разнообразных сочетаниях при организации и проведении словарной работы зависит от характера лексического материала, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Слова с непроверяемыми безударными гласными надо использовать при составлении текстов упражнений, вводить эти слова в повседневную речь школьников
-
Большое место словарная работа должна занимать в системе занятий на уроках литературы в процессе изучения художественного произведения.
-
Словарная работа
Балда– это лесная кривулина, толстое корневище, палица, дубина Толоконный лоб – глупый человек, дурак Полба – особый вид пшеницы Оброк – дань, деньги
-
Словарная работа Столбовая дворянка – дворянка старинного и знатного рода Кичка – старинный женский головной убор Чупрун – чуб, хохол
-
Словарная работа Очи – глаза Перст – палец Сенная девушка – служанка Черница - монахиня
-
Кто из героинь олицетворяет добро, а кто зло? Царевна - добро Царица - зло
-
Антитеза –
стилистический прием контраста, противопоставления явлений и понятий.
-
Словарная работа Бояре – богатые и знатные люди, приближенные царя Палата – большой зал во дворце Витязь – богатырь, храбрый воин Светлица – светлая, чистая комната
-
Словарная работа Рать – войско Стан– лагерь Яства – еда, пища
-
Но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвало бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово. Н.В.Гоголь «Мертвые души»
-
Задание 1. 1.Он вступил в темные широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба. 2. Из сеней он попал в комнату, тоже темную, чуть-чуть озаренную светом, выходившим из-под широкой щели, находившейся внизу двери. 3. Отворивши эту дверь, он наконец очутился в свету и был поражен представшим беспорядком. 4. Казалось, как будто в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили мебель. 5. На одном столе стоял даже сломанный стул и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину. 6. Тут же стоял прислоненный боком к стене шкаф с старинным серебром, графинчиками и китайским фарфором. 7. На бюре, выложенном перламутною мозаикой, которая местами уже выпала и оставила после себя одни желтенькие желобки, наполненные клеем, лежало множество всякой всячины…
-
Задание 2.
-
Задание 7. Найдите действительные причастия прошедшего времени. Выпишите их с определяемыми словами. Отметьте окончания причастий.
-
Система методических приёмов и упражнений
картинное письмо, зрительный и слуховой предупредительные диктанты, объяснительный диктант, выборочный предупредительный и объяснительный диктанты, творческие диктанты, диктанты «Проверяю себя», устный диктант, контрольный диктант; загадки; дописывание стихотворений словарными словами; подбор слов с заданной безударной гласной или другой необходимой орфограммой; запись пропущенных букв и составление предложений со словами; запись слов по темам, видовым признакам; определение словарных слов в предложениях, стихотворениях; преобразование слов; этимологические справки по изучаемым словам; работу с орфографическим словарём.
-
Виды словарной работы в 5 классе по теме « Имя существительное»
-
Из группы имён существительных выписать в три столбика слова мужского, женского и среднего рода
Запад, север, матрос, инструмент, верстак; защита, природа, география, свобода, верёвка; болото, естествознание, долото, железо, расстояние.
-
3.Записать рядом с именами существительными мужского рода парные имена существительные женского рода:
Пассажир – Партизан – Сосед – Хозяин –
-
Поставить имена существительные во множественном числе:
Адрес – Библиотека – Болото – Коллекция – Верстак –
-
7.Поставить имена существительные в нужный падеж:
находиться в (отряд), любуюсь (горизонт), ковать (железо), идти в (колонна), вырезать из (картон), беречь (природа), заниматься (физкультура).
-
.Просклонять словарные слова – имена существительные 1, 2, 3 склонения:
.Просклонять словарные слова – имена существительные 1, 2, 3 склонения: граница, конверт, жизнь.
-
.К данным прилагательным подобрать имена существительные с непроверяемыми безударными гласными:
Зимние (каникулы) Столярный (инструмент) Вкусный (творог) Сильный (матрос) Зелёная (равнина) Необитаемый (остров) Богатая (коллекция)
-
.К данным словам подобрать однокоренные существительные. Подчеркнуть безударные непроверяемые гласные.
Заботливый (забота) Картонный (картон) Металлический (металл) Столичный (столица) Свободный (свобода) Географический (география)
-
.Закончить предложения однородными членами – существительными, в которых есть непроверяемые гласные в корне:
На верстаке лежат инструменты: (молоток, долото, стамеска). Мне нравятся предметы: (география, естествознание, физкультура).
-
12.Данные имена существительные распределить в три столбика соответственно склонениям:
беседа, железо, остров, север, столица, естествознание, география, область, расстояние, космос.
-
13.Данные имена существительные заменить близкими по значению словами:
Водитель (шофёр) Перерыв (антракт) Раздевалка (гардероб) Врач (хирург) Дорога (шоссе) Набор мебели (гарнитур) Главный город (столица) или Москва (столица)
-
15. Подобрать имена существительные с непроверяемыми безударными гласными, которые являются названиями одежды, обуви, профессии людей:
Пальто… Ботинки… Токарь…
-
16. Написать имена существительные (в два столбика), которые являются названиями машин, орудий труда:
Эскалатор, экскаватор, комбайн, трактор, велосипед, долото, ножницы, стамеска, автобус, рубанок, топор, напильник.
-
Как видно, виды словарной работы разнообразны не только по форме, но и по степени трудности. Использование того или иного вида работы зависит от темы урока, степени подготовленности учащихся. Качество словарной работы достигается при соблюдении следующих методических рекомендаций: Систематическая работа со словарными словами на каждом уроке; Контроль за усвоением словарных слов (проведение тех видов работ, о которых шла речь выше, включение их в разные виды самостоятельной работы); Включение словарных слов в домашние задания; Работа с орфографическим словарем, словарем учебника, словариками учащихся. Учитель не должен перегружать урок словарной работой в ущерб прохождению основной темы.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.