Презентация на тему "Ротацизм: нарушение произношения звуков [р] и [рь]."

Презентация: Ротацизм: нарушение произношения звуков [р] и [рь].
Включить эффекты
1 из 37
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "Ротацизм: нарушение произношения звуков [р] и [рь]." в режиме онлайн с анимацией. Содержит 37 слайдов. Самый большой каталог качественных презентаций по русскому языку в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    37
  • Слова
    русский язык
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Ротацизм: нарушение произношения звуков [р] и [рь].
    Слайд 1

    Ротацизм

    Нарушение произношения звуков [Р]-[Р ’]

  • Слайд 2

    Нормальная артикуляция

    Положение губ и зубов зависит от следующих гласных звуков, при изолированном произношении губы свободно раскрыты. Кончик языка расслаблен и под напором воздуха вибрирует у альвеол. Язык занимает положение ложечка аналогично положению чашечка-передняя часть спинки языка поднята,средняя часть спинки языка опущена , задняя часть спинки языка поднята. Мягкое небо поднято и закрывает проход в носовую полость . Голосовые складки сомкнуты и вибрируют «Р»

  • Слайд 3

    «Р’» Положение губ и зубов зависит от следующих гласных звуков, при изолированном произношении губы свободно раскрыты. Язык продвинут вперед ,поэтому вибрация происходит у верхних резцов.Язык занимает положение ложечка аналогично положению чашечка-передняя часть спинки языка поднята,средняя часть спинки языка опущена и имеет дополнительный подъем , задняя часть спинки языка поднята. Мягкое небо поднято и закрывает проход в носовую полость . Голосовые складки сомкнуты и вибрируют.

  • Слайд 4

    Виды ротацизмов

    1.)Губной ротацизм Язык активного участия не принимает, активно работают губы звучание среднее между [ву]

  • Слайд 5

    Кучерский вариант Язык участие не принимает, активно работают губы, вибрирующие под напором воздушной струи, звучание похоже на звук, который произносит кучер для того, чтобы остановить лошадь

  • Слайд 6

    2.)Одноударный ротацизм Органы артикуляции занимают верное положение ,но вибрация не происходит, кончик языка один раз ударяется об альвеолы и слышатся призвуки [рд]. Такой вид ротацизма в речи не заметен.

  • Слайд 7

    3.)Картавый ротацизм а.) Увулярный ротацизм(французский вариант) Язык участия не принимает вибрирует маленький язычок –увула

  • Слайд 8

    б.)велярный ротацизм Язык участия не принимает ,вибрирует вся небная занавеска, по звучанию это резкий хрип.

  • Слайд 9

    4.)Боковой ротацизм Кончик языка и передняя часть спинки языка прижимаются к внутренней поверхности верхних резцов, а боковые края языка опущены либо с одной стороны, либо с обеих ,что приводит к дополнительной утечке воздуха.

  • Слайд 10

    5.)Носовой ротацизм Язык стремится занять положение заднеязычных звуков,мягкое небо опускается,появляется гнусавый оттенок звучания средний между [нг]

  • Слайд 11

    Параротацизмы

    Параротацизмы до 5 лет физиологическая замена на звуки «й» , «л’»,«л»,после 5 лет является патологической. Всегда патологической является замена на звуки «д», «в», «н», «г», «ы» ,«э», «у»

  • Слайд 12

    Предрасполагающие факторы

    укороченная подъязычная связка, ограничивающая движения языка вверх, вниз слабость мышц языка неумение выполнять языком произвольные целенаправленные движения нарушения фонематического слуха

  • Слайд 13

    1 Подготовительный этап

    Цель: подготовка речеслухового и речедвигательного анализатора к правильному восприятию и воспроизведению звуков Работа идет по нескольким направлениям: Развитие фонематического слуха Формирование точных движений артикуляторного аппарата Формирование направленной воздушной струи Развитие ручной моторики Отработка опорных звуков

  • Слайд 14

    Развитие речеслухового анализатора

    Ребенку утрированно произносят звук, который на первых парах соотносится с неречевой ассоциацией(напр.песенка тигренка или моторчика)

  • Слайд 15

    После выработки неречевой ассоциации ребенка обучают слушать звук и выделять его на фоне слогов, слов, предложений и текстов. При этом исключаются слоги и слова со сходными акустическими и смешиваемыми в произношении звуками(искл. звуки й,л,л`). При этом ответ выражается двигательной реакцией. Подними руку( или «хлопни в ладоши», если услышишь песенку моторчика

  • Слайд 16

    Развитие речедвигательного анализатора

    Упражнения для губ Этот комплекс будет необходим в случае изолированного дефекта(напр. кучерский) Упражнения для языка(упражнения на распластывание языка) «Качели» «Часики» «Помоем зубки» «Идем в гости к носу» «Посчитаем зубки» «Ступеньки» «Орешек» «Маляр» «Лошадка » «Грибок» «Пулемет»

  • Слайд 17

    На выработку центральной воздушной струи(при боковом ротацизме) На растягивание подъязычной связки Все упражнения на поднятие кончика языка + «Гармошка»

  • Слайд 18

    2 этап Постановка звуков [ Р ] и [ Р’ ]

    Цель: добиться правильного звучания изолированного звука. Содержание работы: объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений артикуляторного аппарата и создание артикуляторной базы данного звука, добавление воздушной струи и голоса, отработка изолированного звука.

  • Слайд 19

    Механический способ

    От упражнения пулемет (барабанщик), на длительном выдохе ребенку предлагается произносить [д-д-д]. Во время выполнения этого упражнения логопед производит быстрые горизонтальные многократные движения зондом (шпателем с соской) под кончиком языка. Постановка от звука [ж] или [з] Ребенку предлагают поднять широкий язык за верхние зубы и продолжительно произнести звук [Ж] или [З], в это время логопед деревянным шпателем под кончиком языка производит частые колебательные движения. Р

  • Слайд 20

    Р’ Во время выполнения упражнения делается сильный выдох. От упражнения грибок По подражанию Эффективен в том случае, если у ребенка хорошо развита артикуляционная моторика. Р По подражанию После автоматизации звука [Р] по подражанию ставится мягкий вариант.

  • Слайд 21

    3 этап Автоматизация звука [Р]

    Цель: добиться правильного произношения звука во фразовой речи Содержание работы: постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения, стихи, рассказы, в самостоятельную речь ребенка

  • Слайд 22

    3.1 Автоматизация звука [ Р ] в слогах В прямых слогах – РА РЫ РО РУ В обратных слогах – АР ЫР ОР УР В слогах со стечением согласных- РПА РМА АТР и т.д. (берутся согласные звуки, которые не нарушены у ребенка ) Автоматизация в слогах производится в форме игровых упражнений: «Здравствуй ,пальчик» «Игра на пианино» «Пирамида» «Закончи слово»

  • Слайд 23

    3.2 Автоматизация звука [ Р ] в словах 1)В начале слова: рак, роза, рама 2)В середине слова: баран, ворота, пирог 3) В конце слова: ковер, сахар, забор Чтобы автоматизация прошла успешно, ребенку должно быть предложено 60-90 картинок. На каждое положение звука в слове подбирается 20-30 картинок. За одно занятие дается 10-16 слов, каждое проговаривается 4-5 раз с выделением автоматизированного звука [Р].

  • Слайд 24
  • Слайд 25
  • Слайд 26

    РАК РОГА РОТ РУКА РОБОТ РОЗЫ СЫР БОР МИР СОР ПАР СОР

  • Слайд 27

    3.3 Автоматизация звука [ Р ] в предложениях Проводится на базе отработанных слов. Логопед показывает картинку, придумывает предложение, а ребенок повторяет. Далее по наводящим вопросам ребенок придумывает продолжение. Дорога приведёт ребят в город. Рома и Тамара смотрели на радугу. Юра не боится мороза. В огороде растёт горох. Маруся собирает помидоры и огурцы. Рома подарил Марусе коробку карандашей.

  • Слайд 28
  • Слайд 29
  • Слайд 30

    3.4 Автоматизация звука [ Р ] в потешках, чистоговорках , стихах РА-РА-РА – высокая гора РО-РО-РО- новое перо РУ-РУ-РУ- скачет кенгуру РЫ-РЫ-РЫ- много детворы АР-АР-АР-мы купили самовар АР-АР-АР- в небе вьётся белый пар ОР-ОР-ОР- вырос в поле мухомор ОР-ОР-ОР- это Ромин мухомор ИР-ИР-ИР- Рома любит пить кефир ЁР-ЁР-ЁР- дети в поле жгут костер ЁР-ЁР-ЁР- на стене висит ковёр

  • Слайд 31

    Скороговорки Бобр добр до бобрят. Пекарь Пётр пёк пирог. Три вороны - на воротах, три сороки – на пороге. На горе Арарат рвёт Варвара виноград. На горе, на горке горько ревёт Егорка. Крута гора, в горе - дыра, в дыре – кротовая нора. На дворе – трава, на траве – дрова; не руби дрова на траве двора. Баран барабанит в барабан. Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят. Тридцать три трубача трубят тревогу.

  • Слайд 32

    На горе, на горке, На крутом пригорке Стройная рябинка, Будто на картинке. . Такой мороз трескучий, Такой мороз! Такой мороз! Берет за нос, дерет до слез, Пристал, пристал, прискучил. Такой мороз! Такой мороз! Укроешь нос, к бровям прирос. Такой мороз здоровый! Идет, хрустит дорогой!

  • Слайд 33

    Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет , Он бежит себе в волнах На раздутых парусах (А.С.Пушкин) Крикливые чайки над морем кружат, Крикливые чайки громко кричат. Нравятся чайкам морские просторы, О море они и ведут разговоры. Такой мороз трескучий,

  • Слайд 34

    Автоматизация звука [ Р ] по рассказам Логопед читает рассказ, насыщенный данным звуком, потом задает вопросы, просит ответить полными предложениями, предлагает пересказать текст.

  • Слайд 35
  • Слайд 36

    Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть, Рыбка, рыбка, озорница, Мы хотим тебя поймать. Рыбка спинку изогнула, Крошку хлебную взяла, Рыбка хвостиком махнула, Быстро-быстро уплыла.

  • Слайд 37

    Звук [ Р']

    Вызывается путем подражания после автоматизации звука [Р]. Длительный раскатистый звук Р последовательно соединяется с гласными РИ-РИ-РИ РЯ-РЯ-РЯ РЕ-РЕ-РЕ РЮ-РЮ-РЮ Автоматизируется по той же схеме, что и Р.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке