Презентация на тему "Русская фразеология" 10 класс

Презентация: Русская фразеология
Включить эффекты
1 из 15
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "Русская фразеология" для 10 класса в режиме онлайн с анимацией. Содержит 15 слайдов. Самый большой каталог качественных презентаций по русскому языку в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

Содержание

  • Презентация: Русская фразеология
    Слайд 1

    Тема урока:

    «Русская фразеология».

  • Слайд 2

    Фразеологизмы-

    Это неразложимые словосочетания не в прямом смысле, сущность которых можно заменить одним или несколькими словами.

  • Слайд 3

    Фразеология (греческое)

    Особый раздел лингвистики, в котором изучаются семантические, морфолого-синтаксические, стилистические особенности фразеологизмов.

  • Слайд 4

    Фразеологимы

    Имеющие структуру предложения Бабушка надвое сказала Имеющие структуру словосочетания. Подчинительные. Сочинительные Ни рыба ни мясо. Без сучка и задоринки. Именные. Эзопов язык. Белые мухи. Глагольные. Ходить козырем Заварить кашу.

  • Слайд 5

    Синтаксическая роль фразеологизмов.

    А будешь разговаривать – так впрысну, что до новых веников не забудешь ! Твой отец Лазаря никому не пел. На той стороне в колхозном сарае ожидал старенький, видавший виды, «виллис», оставленный там еще зимою. Мы увидели на клумбе анютины глазки. Пусть не думают, что его можно взять голыми руками, он еще покажет этой базе, где раки зимуют.

  • Слайд 6

    Многозначность.

    Однозначные Во весь дух. Прикусить язык. Многозначные Собраться с силами 1. ( накапливать силы, отдыхать). 2.( превозмочь страх, решиться).

  • Слайд 7

    Омонимия.

    Свести с ума – довести до сумасшествия. Свести с ума – очень понравиться.

  • Слайд 8

    Синонимия.

    Тертый калач - Стреляный воробей. Ни зги не видно – Тьма кромешная – Хоть глаз коли.

  • Слайд 9

    Антонимия.

    Верста коломенская – От земли не видать. Кровь с молоком – Краше в гроб кладут. Жить своим умом – Жить чужим умом. С легким сердцем – С тяжелым сердцем.

  • Слайд 10

    Различия фразеологизмов по степени спаянности слов.

    Фразеологические сращения. Фразеологические единства. Фразеологические сочетания.

  • Слайд 11

    Источники русских фразеологизмов.

    Исконно-русские ( топорная работа, небо с овчинку, выйти на орбиту). Старославянские( притча во языцах, ищите и обрящете). Латинские и греческие ( авгиевы конюшни). Западноевропейские ( синий чулок).

  • Слайд 12

    Продуктивные способы образования фразеологизмов в русском языке.

    Фразеологические обороты образуются вследствие метафорического переосмысления свободных словосочетаний (белые мухи, мыльный пузырь, брать за горло). Устная разговорная речь ( выносить сор из избы, гадать на кофейной гуще). Сокращение пословиц и поговорок ( За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь – гнаться за двумя зайцами. Изменение уже существующих фразеологизмов ( длинный рубль – за длинным рублем). Особое место занимают фразеологизмы, возникшие по структурной схеме типа « от…до…», « ни…ни…». Шаблонный ответ на поставленный вопрос ( «Ты куда?» – «На Кудыкину гору»). Фразеологизмы могут возникать на основе иноязычного материала.

  • Слайд 13

    Ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

    Произвольная замена компонента фразеологического сочетания. ( Описывая Бородинское сражение, Толстой делает окончательный приговор войне. ( вместо выносит). Неоправданное сокращение или расширение фразеологизма. (Он работает за честь и совесть. ( вместо на). Искажение грамматической формы компонентов устойчивого сочетания ( Живет на черте бедности. (вместо за чертой). Двусмысленность как следствие возможности понимания фразеологизма в качестве свободного сочетания.

  • Слайд 14

    В.В. Виноградов.

    « Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутье родного языка, умение пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием – самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной и творческой деятельности».

  • Слайд 15
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке