Содержание
-
Синтаксическая роль инфинитива
Урок русского языка в 8 классе
Гилясова Татьяна Михайловна,
учитель русского языка и литературы МБОУ г.Иркутска СОШ с углублённым изучением отдельных предметов №2
-
соб..рать
гуси..ый
суф..икс
обв..нять
кожа..ый
стад..он
грус..ный
об..жаться
здра..ствуй
Ключевое слово урока
-
собИрать
гусиНый
суфФикс
обвИнять
кожаНый
стадИон
грусТный
обИжаться
здраВствуй
Ключевое слово урока
-
И Н Ф И Н И Т И В
Ключевое слово урока
-
Синтаксическая рольИНФИНИТИВА
Тема урока
-
Инфинитив
Синтаксическая роль
Главные члены предложения
Подлежащее
Сказуемое
Второстепенные члены предложения
Дополнение
Определение
Обстоятельство
Основные термины и понятия
-
1.Я быстро стал спускаться с холма.
2.Надо уважать старость.
3.Бегать по эскалатору запрещается.
4.Сестра просила нас вернуться к вечеру.
5.По окончании школы я буду поступать в институт.
6.У него появилось желание убежать отсюда.
7.Ходить по земле босиком – большое удовольствие.
8.Он поехал в санаторий подлечиться.
9.В одиночестве способен жить не каждый.
Проверка домашнего задания
-
Инфинитив в роли подлежащего: №3 и №5
Найди ошибку
3.Бегать по эскалатору запрещается.
5.По окончании школы я буду поступать в институт.
Инфинитив в роли сказуемого: №1 и №4
1.Я быстро стал спускаться с холма.
4.Сестра просила нас вернуться к вечеру.
-
Инфинитив в роли подлежащего: №3 и №5
Проверь себя
3.Бегать по эскалатору запрещается.(=бег)
5.По окончании школы я буду поступать в институт.
Инфинитив в роли сказуемого: №1 и №4
1.Я быстро стал спускаться с холма. (ПГС)
4.Сестра просила нас вернуться к вечеру.
-
2.Надо уважать старость.
надо уважать - СГС
4.Сестра просила нас вернуться к вечеру.
вернуться - ДОПОЛНЕНИЕ
5.По окончании школы я буду поступать в институт.
буду поступать - ПГС
6.У него появилось желание убежать отсюда.
убежать – ОПРЕДЕЛЕНИЕ
7.Ходить по земле босиком – большое удовольствие.
ходить – ПОДЛЕЖАЩЕЕ
8.Он поехал в санаторий подлечиться.
подлечиться – ОБСТОЯТЕЛЬСТВО
9.В одиночестве способен жить не каждый.
способен жить - СГС
Проверка домашнего задания
-
1)семантику предложения;
2)интонацию;
3)задать смысловой вопрос к инфинитиву;
4)определить синтаксическую позицию инфинитива (порядок слов);
5)синтаксическое окружение.
Программа действия
Чтобы определить синтаксическую роль инфинитива, необходимо осмыслить
-
Синтаксическая роль инфинитива
Способы определения
синтаксической роли инфинитива
в предложении
с помощью схем-инструкций
-
1.Инфинитив в роли подлежащего
-
2.Инфинитив в роли сказуемого
-
3.Инфинитив в роли дополнения
-
4.Инфинитив в роли определения
-
5.Инфинитив в роли обстоятельства
-
Синтаксическое лото
-
Синтаксическое лото
Я буду рисовать портрет
друга.
Я начал рисовать
портреты людей, и это
мне понравилось.
Желание рисовать
появилось у меня рано.
Я специально приехал
сюда рисовать портрет
друга.
Рисовать портреты
людей – моё любимое
занятие.
Мне надо рисовать
портрет друга.
Я люблю рисовать
портреты людей.
Мне посоветовали
рисовать портреты
людей.
-
Синтаксическое лото
-
Внимание: ИНФИНИТИВ!
Задание:
определите синтаксическую роль инфинитива в следующих предложениях:
1.Отец поехалвстретитьсына.
2.Пришло указаниеостановитьвсе работы.
3.Ни о чём яспрашиватьне буду.
4.Пассажир попросил водителяостановитьавтобус.
-
1.Отец поехал на вокзал встретить сына.
поехал (зачем?)встретить – обстоятельство цели
2.Пришло указание остановить все работы.
указание (какое?)остановить - определение
3.Ни о чём я спрашивать не буду.
(что буду делать?)спрашивать – ПГС (буд.время)
4.Пассажир попросил водителя остановить автобус.
попросил (о чём?)остановить - дополнение
Проверьте ответы
-
Домашнее задание
1.В лингвистическую сказку об Инфинитиве записать предложения по аналогии («Синтаксическое лото»).
Можно взять слова:
встретить
остановить
спрашивать
говоритьи др.
2.Придумать финал лингвистической сказки об Инфинитиве.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.