Содержание
-
Сказкотерапия как средство развития речи
Геращенко Е.А.
-
Сказкотерапия:
Это метод , использующий сказочную форму для речевого развития личности , расширяя сознание и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим.
-
К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные ученые, педагоги.
- Б. Беттельхейм, Э. Фромм, Э. Берн, Р. Гарднер, - А. Менегетти, К. Юнг, В. Пропп, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, - Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие. - Именно в нашей стране, в Санкт-Петербурге, был открыт первый Институт сказкотерапии, в котором разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, имеющих отклонения в развитии.
-
Цели: -создание коммуникативной направленности речевых высказований - совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи; - развитие просодической стороны речи; - развитие диалогической и монологической речи; - приобщение детей к истокам народной культуры.
-
Сказкотерапия может использоваться в разных видах деятельности:
• Продуктивная деятельность. • Театральная деятельность. • Коммуникативная • Музыкальная деятельность • Познавательная деятельность
-
Первый этап включает в себя следующие виды работы: чтение сказки воспитателем; беседу по сказке на нравственно- духовную тематику, эмоциональное переживание; речевую зарядку (словарная работа, развитие фразовой речи, знакомство с фразеологическими оборотами, пословицами и поговорками);развитие мышления и воображения (вопросы по сказке, задания на преобразование сюжета, героев, обучение умению выражать свою позицию, оценку событиям и героям);арттерапия (развитие воображения, восприятия, формирования чувства красоты, мелкой моторики).
-
Второй этап предполагает следующие виды совместной деятельности:Беседа по содержанию сказки.Инсценирование эпизодов или всей сказки. Психогимнастика. Работу над выразительностью речи, тембром голоса, выражением настроения. Психокоррекционная работа (снятие тревожности, замкнутости, страха и т.д.).
-
сказки, способствующие развитию артикуляционного аппарата
-
Артикуляционная гимнастика
Сказка «Лиса и Колобок». (Звуки Л – Ль). Бежала лиса по лесу. Хвостиком махала. (Язык вправо – влево). Навстречу ей колобок (надули щеки). Лиса облизнулась (облизать широким языком верхнюю губу). И говорит: «Сядь, колобок, ко мне на язычок И спой свою песенку. (Язык чашечкой). Колобок сел лисе на язычок, а лиса его и проглотила. (Убрать чашечку в рот
-
Сказка «Кошечка». (Звук Ш – Ж). Мы открываем шире рот. Язычок ленивый кот. Он, недвигаясь лежит, и не сколько не дрожит. (Широкий язык на нижней губе). Потянулся язычок (узкий язык), снова лег и молчок. Наша кошечка гуляла, она хвостиком махала (упражнение «часики). Вправо, влево, на бочок и молчок (закрыли рот). Кошка молоко лакала (упражнение «Чашечка») Кошка губки облизала и спасибо нам сказала.
-
Пальчиковые сказки
-
Перчаточный театр. Сказка на стихи маршака «потерялись перчатки»
Стихи С. Маршака: «Потерялись перчатки», «Пять котят» Стихотворение – потешка: « - Кисонька Мурысынька, где была? -На мельнице. - Кисонька Мурысынька,что молола? - --Муку. Кисонька Мурысынька, что пекла? -Прянички. - С кем ела? -Одна. - Не ешь одна, не ешь одна!»
-
-
Развитие фонетико – фонематической стороны речи, через использование сказок.
-
Фонетические сказки. Используя Альбомы зуевой, костылевой. обыграть любую картинку, давая детям задания на развитие фонематической стороны речи
-
Формирование и развитие лексико – грамматической стороны речи через использование сказок
-
Тема «Домашние животные» Активизация словаря, звукоподражание. Сказка «осел»
Привязали ОСЛА в репейнике. Репей для ОСЛА — самая вкусная еда. Он около себя весь репей объел, а до самого вкусного не дотянется — веревка коротка. Как заорет ОСЕЛ: — И-А! И-А! И-А! Голос противный, громкий. За пять километров слышно. Иди скорей, хозяин, перевяжи ОСЛА на другое место. На необъеденное. Е. Чарушин.
-
Домашние животные, звукоподражание.Управление винительным и дательным падежами
капустный листок Щипал ТЕЛЕНОК травку возле забора. Подошел к нему ПЕТУШОК и принялся рядышком зернышки в траве искать. Вдруг он видит капустный листок. — КО! — удивился ПЕТУШОК и клюнул его. Не понравился ему капустный листок. Решил он ТЕЛЕНКУ предложить попробовать и говорит ему: — КО! А ТЕЛЕНОК не понял, в чем дело, и спрашивает: — МУ-У? — КО, — говорит ПЕТУШОК и снова показывает клювом на капустный листок. — МУ-У? — не понимает ТЕЛЕНОК.Так и стоят они возле капустного листка разговаривают: — КО! МУ-У! КО-МУ?Услышала это КОЗА и как заблеет: — МНЕ-Е-Е! МНЕ-Е-Е!
-
Активизация словаря. Антонимы. Сказка «длинный и короткий».
Жили два друга. Одного звали ДЛИННЫЙ, а другого КОРОТКИЙ. У ДЛИННОГО были ДЛИННЫЕ ноги, ДЛИННЫЕ руки. Он носил ДЛИННЫЕ штаны, ДЛИННУЮ рубашку. В руках у ДЛИННОГО была ДЛИННАЯ палка. А у КОРОТКОГО были КОРОТКИЕ ноги, КОРОТКИЕ руки. Он носил КОРОТКИЕ штаны и КОРОТКУЮ рубашку. В руках у КОРОТКОГО была КОРОТЕНЬКАЯ палочка. ДЛИННЫЙ и КО- РОТКИЙ были совсем разные, но они очень любили друг друга и никогда не ссорились. Нарисуй ДЛИННОГО и КОРОТКОГО. Б. Житков.
-
Развитие связной речи,через использование сказок.
-
ФЛАНЕЛЕГРАФ. ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ «ЛИСА И ЖУРАВЛЬ»
-
ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ ПО СЕРИИ КАРТИНОК «Ворона и горох»
-
Пересказ сказки по серии картинок «мышонок и кошка».
-
Сказка-варежка
-
Картонный театр-сказка
-
-
-
-
-
-
В итоге применения сказкотерапии как эффективного метода в логопедии для развития речи, ребёнок приобретает немало новых, не свойственных именно своему характеру черт, такие как творчество, активность, эмоциональность, самостоятельность.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.