Содержание
-
СказкотерапияПрезентация для воспитателей
Подготовила: Учитель-логопед МКДОУ детского сада № 5 Лебедева Д.В.
-
Сказкотерапия
метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей дошкольного возраста. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, страха; принятием своих чувств, а также процесс сказкотерапии позволяет ребенку актуализировать, осознать свои проблемы, и увидеть различные пути их решения.
-
Значение в логопедической работе сказкотерапии
Все дети с нарушениями речи быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания. Не всегда доступны детям логические и временные связи между предметами и явлениями. Именно эти особенности речевых нарушений диктуют основную цель использования приёмов сказкотерапии: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов.
-
Задачи, которые решает сказакотерапия:
Коррекционно - образовательные задачи: развивать речь; развитие фонематического восприятия; работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь; совершенствование слоговой структуры слова; уточнение структуры предложения; совершенствование связных высказываний. Коррекционно - воспитательные задачи: воспитание духовности, любви к природе, гуманности, скромности, доброты, внимания, выдержки, ответственности, патриотизма. Коррекционно - развивающие задачи: развитие познавательных процессов (мышления, памяти, воображения, ощущения, фантазии); развитие просодической стороны речи; развитие умения передавать образ через мимику, жест и движение; обучать приёмам вождения персонажей сказки в настольном театре, театре мягкой игрушки, пальчиковом театре.
-
Особенности детей:
* речевой статус детей (общее недоразвитие речи II- III уровня, осложненное неврологической симптоматикой, в том числе синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, дизартрия); * недостаточное развитие неречевых психических функций (особенно слухового внимания и памяти; недостаточное стремление к познавательному общению с взрослым; быстрая истощаемость произвольного внимания; низкая работоспособность); * специфика возраста (высокая эмоциональность, непосредственность, повышенная возбудимость).
-
Особенности выбора сказки:
* используются простые, хорошо знакомые детям сказки, например: «Курочка Ряба», «Репка», «Три медведя», «Теремок», «Заюшкина избушка»; «Гуси – лебеди» и т.д. * сюжет сказки должен быть интересным, вызвать эмоциональный отклик у детей; * возможное использование элементов сюжета, а не сказку целиком.
-
Способ подачи сказочного материала и привлечения ребенка к творческому процессу можно выбрать самостоятельно.
Можно рассказывать сказку, задавая включающие вопросы ребенку в пиковых ситуациях: как ты думаешь, почему герой поступил так, тебе понравился его поступок, как бы ты поступил на его месте? Можно предложить ребенку сочинить сказку вместе, рассказывая ее небольшие фрагменты по очереди. Также возможен вариант, когда взрослый предлагает ребенку сочинить сказку на заданную тему. Еще одним вариантом сказкотерапевтической работы может стать рассказывание известной сказки от лица различных персонажей.
-
В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий.Таким образом, через использование сказки, её сюжетных линий мы можем решать многие коррекционные задачи. Этим мы повышаем эффективность логопедической работы за счёт включения эмоционального компонента в образовательный материал.
-
Примеры некоторых игр:
Активизация познавательных способностей детей: использую игры и упражнения, направленные на формирование сенсорных представлений с опорой на различные модели восприятия. Игра: «Домики для друзей - животных» (по сказке «Теремок») Цель: развивать сенсомоторную координацию, конструктивный праксис. Цель, которая озвучивается для детей: нужно построить новые яркие домики для всех, кто жил в теремке. Каждый ребёнок «строит» свой домик из различных разноцветных геометрических фигур разных по цвету и величине.
-
Развитие общих речевых навыков:Сила голоса. Игра: « Зайчик услышит наше «ау» - быстро найдется в холодном лесу» (по сказке «Заюшкина избушка»).Цель: учить повышать и понижать силу голоса. Цель, которая озвучивается для детей: зайчик расстроился и потерялся в зимнем лесу, помогите ему. «Лиса и петух». «Лиса с петушком вошла в темный лес.Как громко кричит петушок? (дети демонстрируют), а теперь лиса зашла за высокие горы, как сейчас звучит голос петушка?». Лиса идет через горы и поет песенку: «СА-СА-СА-СА»: дети поют, меняя высоту голоса: поднимаясь в гору, повышают тон голоса, спускаясь – понижают тон.
-
Речевое дыхание.Игра: «Произнеси фразы» (по сказке: «Репка»). Цель: работать над длительностью речевого выдоха.Цель, которая озвучивается для детей: посадим репку, скажем слова: «пусть будет репка большая, крепкая», «пусть репка будет вкусная, сладкая».Также используются игры и упражнения по развитию силы и длительности ротового выдоха, дифференциацию носового и ротового дыхания.Игра: «Катится колобок по дорожке», упр.: «Пыхтит мишка».
-
Слухового внимание.Игры: «Угадай, какая сказка?» (по первому слогу), «Михаил Иванович сердится» (топни, если услышишь ошибки), «Угадай, кто идет», «Узнай нас». Цель: развитие слухового внимания.Цель, которая озвучивается для детей: «Расколдуй сказку»: «Жарозко»- «Морозко», «Оле-Огурцое»- «Оле-Лукое», «Красная Тапочка»-«Красная Шапочка», «Серебряный замочек» - «Золотой ключик», «Кепка»- «Репка», «Коробок»-«Колобок».
-
Развитие лексико-грамматических категорий.Игра: « Кого встретил в лесу колобок».Цель: тренировать употребление родительного падежа существительных, формировать простую фразу.Цель, которая озвучивается для детей: колобок катится по лесу, за деревья прячутся разные звери, поможем их узнать (хвост зайца, уши медведя, пасть волка, лапы лисы).Также можно использовать такие игры, как:Игра: « Где прячется Маша? » (по сказке: «Маша и медведь»).Игра: «Только ласковые слова».Игра: «Длинные слова». Игра: «Всё наоборот»Упражнение «Если бы, да кабы…».Игра: «Хорошо – плохо». Игра: «Слово-сказка». Игра «Сказки перепутались»
-
Развитие связной речипроходит поэтапно:* договаривание отдельных слов во фразе;* произнесение отдельных фраз сказочных героев;* повторение, составление простых фраз;* рассказывание сказки.«Назови сказки, где есть дед, бабка…..»«Из какой сказки фраза?»«Назови сказку по предмету» (например, яблоко: «Гуси – лебеди», «Хаврошечка», «Белоснежка и семь гномов»)«Отгадай сказку по отрывку»«Расскажи сказку по слогам» ( По-дед-ре. В-ре-бо-пребо. Ста-де-ре-тя. Тя-потя-вы-ни. По-де-ба. И т.д.)
-
Таким образом, на «сказочных» занятиях дети учатся:- осознавать свои чувства, эмоции, побуждения, устремления и желания;-формировать умение расслаблять мышцы по контрасту с напряжением, различать и сравнивать мышечные ощущения;-развивать восприятие и внимание: слуховое, зрительноеи сенсорное;- активизировать и обогащать словарный запас детей;- развивать фразовую речь в процессе ответов на вопросы;- развивать интонационную выразительность и силу голоса;- развивать мелкую моторику рук;- формировать сильный выдох и направленную воздушную струю;- укреплять артикуляционный аппарат; и многое другое.
-
Спасибо за внимание!!!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.