Содержание
-
Составление загадок о буквах как один из способов обучения детей грамоте
Щукина Елена Михайловнавоспитатель МБДОУ «Детский сад №10 «Сказка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей г. Алатырь Чувашской республики
-
Педагогическая ценность загадок о буквах
Повышение интереса к изучению букв родного языка. Облегчение процесса запоминания внешнего образа букв и их звукового значения. Повышение эффективности усвоения и закрепления знаний о различных особенностях букв. Закладывание основ грамотного правописания, формирование лингвистического мышления. Активизация абстрактного мышления. Развитие грамотной устной речи, в т. ч. диалогической.
-
Разновидности загадок о буквах
1. Описание особенностей, доступных зрительному восприятию: - Загадки о внешнем образе букв. 2. Описание особенностей, скрытых от зрительного восприятия: - Загадки о звуковом значении букв; -Загадки о прочих характерных особенностях букв. 3. Полное описание буквы, включая звуковое значение, прочие особенности и внешний образ. 4. Загадки «наоборот».
-
Знания, необходимые для составления загадок о звуковом значении букв
ГЛАСНЫЕ Придают согласным твердость: А О У Ы ЭПридают согласным мягкость: Я Ё Ю И ЕОбозначают два звука: Е – [йэ] Ё – [йо] Ю – [йу] Я – [йа],если стоят в начале слова ипосле гласных.Если стоят после согласных – смягчаютих и обозначают один звук – гласный.
-
Знания, необходимые для составления загадок о звуковом значении букв (продолжение)
СОГЛАСНЫЕ Парные: - звонкие: Б В Г Д Ж З - глухие: П Ф К Т Ш СНепарные: - звонкие: М Н Л Р Й- глухие: Х Ц Ч ЩОбозначают два звука (мягкий и твердый):Б В Г Д З К Л М Н П Р С Т Ф Х Обозначают один звук (твердый): Ж Ш ЦОбозначают один звук (мягкий ): Й Ч ЩНе обозначают звуков: Ь Ъ
-
Знания, необходимые для составления загадок о прочих особенностях букв
Бывают в предложении маленькими словечками: гласные А, И, О, У, Я; согласные В, К, С. Парные звонкие согласные не звучат в конце слов, вместо них звучат их «соседи» - парные глухие. Ё – в словах всегда ударная. О, Е – не звучат в словах без ударения, вместо них звучат А,И. Й, Э – редко встречаются в словах. Й – очень редко стоит в начале слов. Ы – не стоит в начале слов. Я – стоит в конце алфавита.
-
Знания, необходимые для составления загадок о прочих особенностях букв (продолжение)
«Характеры» букв: И – добрая, любит, чтобы все дружили; К – любит приближать что-то к чему-либо; С – соединяет что-то с чем-либо; Ч, К – любят все уменьшать и называть ласково; и т.п.
-
Требования к загадкам о буквах
1-я разновидность предполагает: - наличие сходства с какими-либо объектами; - наличие сходства с другими буквами. 2-я разновидность предполагает: - отсутствие лишних слов; - наличие только необходимых теоретических сведений о букве; - сообщение какой-либо одной своеобразной особенности буквы или ее «характера». 3-я разновидность предполагает краткий связный описательный рассказ о букве, включающий все ее особенности.
-
Требования к загадкам о буквах (продолжение)
4-я разновидность предполагает краткие ответы на вопросы, задаваемые отгадчиком тому, кто загадал букву. Вопросы задаются о вышеуказанных особенностях в заданном порядке. 1-й вопрос: - Эта буква гласная или согласная? Гласная– дружит с твердыми или мягкими согласными? Бывает маленьким словечком? С нее начинается алфавит? Согласная – обозначает один или два звука? Звонкая или глухая? Парная или непарная? Бывает маленьким словечком? Часто встречается в словах?
-
Примеры загадок о буквах
Эта буква гласная, обозначает один гласный звук, дружит с мягкими согласными, в предложении бывает маленьким словечком. У нее добрый характер, она любит, чтобы все дружили и всех соединяет (И) Эта буква согласная, обзначает один твердый звук, непарная (Ц) Эта буква гласная, обозначает два звука, бывает в предложении маленьким словечком (Я)
-
Заключение
Данный способ несколько лет применяется мной на занятиях по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста и дает положительные результаты, в том числе повышая детский интерес к родному языку в целом и облегчая процесс обучения чтению в частности. Данный способ помогает избегать ошибок при чтении. В дальнейшем дети отличаются более развитым мышлением (в т. ч. логическим), письменной грамотностью и более успешно обучаются в школе.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.