Содержание
-
Урок русского языка в 7 классе Тема урока: «Сочинительные и подчинительные союзы»
-
Цели урока:
Учебные Познакомиться с союзами сочинительными и подчинительными. Научиться отличать сочинительные союзы от подчинительных, видеть их роль в сложных предложениях и простых с однородными членами. Развивающие. Расширение словарного запаса учащихся по теме "Союзы сочинительные и подчинительные". Развивать внимание, память, творческие способности детей. Воспитательные. Воспитывать желание узнавать новое, поддерживать интерес к языку, слову, искусству.
-
Оборудование иоснащение:
1.Классная доска. 2.Опорные конспекты. 3.Учебный материал: Учебник для 7 класса. Русский язык под редакцией А.А.Леонтьева (Образовательная система «Школа-2100» 4. Компьютер. 5. Проектор. 6. Интерактивная доска. 7. Презентация к уроку. 8.Музыка П.И. Чайковского «Времена года» «Март» 9. Репродукция картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели» Используемые технологии: исследовательской деятельности (ученик при поэтапной работе узнаёт новое); здоровьесберегающие (разнообразные виды работы; новизна и нетрадиционность материала, создание благоприятного фона на уроке; создание условий для самовыражения обучающихся);
-
Март.Всю зиму белый снегБелел,А в марте онВзял и почернел.Почернел с досады,Что людиСолнцу рады.М.Садовский.
Весна
-
Ходурока. -Ребята, прочитайте эпиграф и скажите, почему я начинаю урок с этих весёлых строчек? Подумаем, подойдут ли они к нашему уроку? (За окном март, а выделенные слова – служебные части речи) - Спишите предложения данного эпиграфа, подчеркните грамматические основы и составьте схемы. Какие это предложения? (на доске 2 ученика чертят схемы данных предложений: 1. [─ ═], а [─ ═ и ═ ] –ССП. 2. [ ], ( с. что…)- СПП).) - Что связывает их? Какая часть речи? ( Это союзы.) Историческая справка о слове «Союз»(сообщении заранее подготовленного ученика): Слово «союз» по происхождению очень древнее, оно было заимствовано из старославянского языка. Когда-то в нём выделялась приставка съ (со), имевшая значение «вместе» и «юзъ» = узы, узел. Приставка «СО» со значением « вместе» живёт во многих словах русского языка: сосед, соратник, соавтор, сокурсник…в некоторых словах она вычленяется этимологически, как в слове «союз».
-
Новый материал. Итак, в тесном сотрудничестве будем работать над новой темой. Вы поняли, что тема урока – «Союзы». Что нового мы можем узнать об этой части речи, чему научиться? Ваши предположения? - (это служебная часть речи). За дополнительной информацией обратимся к учебнику. 2. Самостоятельная работа учащихся с учебником: стр.219,упр.№365,спишите 1.2,4 предложения, составьте их схемы. 3. Схемы на доске – самопроверка. [ ═ и ═],(с. что…) - спп [═ и ═] - простое с однородными членами [─ ═],и [─ ═] - ссп 4. Вывод: есть союзы, соединяющие однородные члены предложения и грамматически равноправные части сложносочинённого предложения,– это сочинительные союзы; а союзы, соединяющие главную и придаточную части в сложноподчинённом предложении, называются подчинительными союзами. 5. Чтение теоретического материала учебника (стр. 220.) и знакомство с примерами союзов.
-
Запись темы урока в тетрадях. «Сочинительные и подчинительные союзы». Работа с карточками. Карточки с примерами союзов на столах учащихся (см. приложение ) Прочтите их вслух и перепишите в тетрадь. Несмотря на то что это количественно небольшая группа служебных слов, но по частоте употребления занимает 7 место и главенствует среди них союз – «И». Этот союз очень любил А.С.Пушкин: …Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты, Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты. И сердце бьётся в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слёзы, и любовь. Заметим: многосоюзие! Оно замедляет фразу, придаёт предложению плавность, усиливает выразительность речи
-
Самостоятельная работа с текстом. -Обратимся снова к весенней теме, с которой начали урок, и к картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели». Замечательный русский пейзажист с необыкновенным мастерством показал пробуждение природы ранней весной. -Перед вами текст : восстановите в данном тексте союзы. А.К.Саврасов — один из основоположников русской пейзажной живописи. Своей картиной «Грачи прилетели» художник передает состояние природы, которое она испытывает ранней весной. Чуть пригрело солнышко, … в воздухе запахло весной. Поля, виднеющиеся вдали, уже освободились от снега. Талая вода пропитала потемневшие сугробы, … наполнила пруд. Высокое весеннее небо еще не стало чистым, … голубизна уже проглядывает сквозь облака. Грачи, прилетевшие с юга, деловито вьют себе гнезда на березках, … уже покривились от времени. Птицы счастливы вновь оказаться в родных местах. Кажется, … их радостный гомон, крики, шум от взмахов крыльев разносятся по всей округе.
-
А.К.Саврасов — один из основоположников русской пейзажной живописи. Своей картиной «Грачи прилетели» художник передает состояние природы, которое она испытывает ранней весной. Чуть пригрело солнышко, и в воздухе запахло весной. Поля, виднеющиеся вдали, уже освободились от снега. Талая вода пропитала потемневшие сугробы и наполнила пруд. Высокое весеннее небо еще не стало чистым, но голубизна уже проглядывает сквозь облака. Грачи, прилетевшие с юга, деловито вьют себе гнезда на березках, которые уже покривились от времени. Птицы счастливы вновь оказаться в родных местах. Кажется, что их радостный гомон, крики, шум от взмахов крыльев разносятся по всей округе.
Репродукция картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели»
-
Выборочно-распределительный диктант (закрепить умение определять разряды союзов)Выпишите в 1 колонку сочинительные союзы, а во 2 колонку — подчинительные.Грачи радостно и громко провозглашают о приходе весны. 2. Хотя еще нет яркого солнца, сквозь свинцово-белые облака уже голубеет край неба. 3. Кажется, что весну ждали не только грачи, но и церквушка, виднеющаяся за деревьями, забор, освещенный весенним солнцем. 4. Робкие лучи солнца проложили по снегу голубые тени, он стал рыхлым, пористым, будто вата. 5. Солнца нет, однако в воздухе пахнет весной. Самопроверка Ключ
-
Рефлексия.Что нового узнали?Вам интересно было на уроке?
-
Домашнее задание на выбор: Сочинение-описание «Приход весны», 6-8 предложений с союзами илиупр.№370-составить предложения к данным схемам.
-
Приложение. Примеры союзов
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.