Содержание
-
Способы постановки звуков
-
Содержание:
Артикуляционная гимнастика для постановки звука [Ш] Способы постановки звука [Ш] Постановка звука [Ш] от звука [Т] Постановка звука [Ш] от правильного звука [С] Постановка звука [Ш] от правильного звука [Р] Постановка звука [Ш] с механической помощью Постановка звука [Ш] по показу артикуляции Постановка звука [Ш] на вдохе Постановка звука [Ш] при аномалиях строения речевых органов Список используемой литературы
-
Артикуляционная гимнастика для постановки звука [Ш]
-
1. Месим тесто
Широко улыбнитесь. Положите широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносите «та-та-та» в течение 5—10 секунд. Затем пошлепайте язык губами, произнося «пя-пя-пя» в течение 5—10 секунд.
-
2.Лопаточка
Рот откройте, улыбнитесь. Положите широкий расслабленный язык на нижнюю губу и удерживайте его в таком положении 5—10 секунд. Затем уберите язык, закройте рот. Повторите упражнение 2 — 3 раза.
-
3. Качели
Рот откройте, улыбнитесь. Выполните следующие движения языком вверх-вниз: 1) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку; 2) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним. Движения выполняются в спокойном темпе 5—10 раз.
-
4. Маляр
Рот откройте, улыбнитесь. Широким кончиком языка нужно погладить нёбо, делая движения вперед-назад (от зубов в глубь рта и обратно). Выполните 5 — 10 движений.
-
5. Грибок
Рот откройте, улыбнитесь. Прижмите широкий язык всей плоскостью к нёбу, затем присосите его к нёбу и удерживайте в таком положении 5—10 секунд. Язык будет похож на шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка — на его тоненькую ножку. Затем «отклейте» язык. Закройте рот. Повторите упражнение 2—3 раза.
-
6. Вкусное варенье
Рот откройте, улыбнитесь. Широким кончиком языка облизните верхнюю губу, совершая движения языком сверху вниз. Выполните 5—10 движений, затем уберите язык и закройте рот.
-
7. Чашечка
Рот откройте, улыбнитесь. Язык высуньте и придайте ему форму ковша: боковые края и кончик подняты, средняя часть прогибается книзу. Удерживайте язык в таком положении 5—10 секунд. Затем уберите язык и закройте рот. Повторите упражнение 2 — 3 раза.
-
8. Фокус
Удерживая язык в положении «Чашечка», подуйте на кончик носа так, чтобы ватка, положенная на кончик носа, подлетела вверх. Повторите упражнение 3—5 раз.
-
Способы постановки звука [Ш]
-
Способ 1: Постановка звука [Ш] от звука [Т]
Ребенок должен длительно произнести звук [т], приставив широкий кончик языка к верхним резцам, вторым звуком будет слышаться свистящий звук. Пусть этим вторым звуком «целится» себе в ладонь. Затем, широко улыбнувшись, ребенок должен длительно произнести звук [т], прикасаясь широким языком к внешней поверхности альвеол. Следите, чтобы ребенок не отрывал языка от альвеол. Вторым звуком будет слышаться шипящий звук, этим звуком также нужно «целиться» в ладонь. Предварительно можно ощупать пальцем то место во рту, куда нужно будет поставить язык, можно выполнять упражнение перед зеркалом. Укажите ребенку на этот, не очень отчетливый шипящий звук, который слышится после [т], скажите ему, что так «шипит» змея. При длительном произнесении звука [т] рот ребенка окажется немного приоткрытым (особенно если он смотрит в зеркало). В то время пока ребенок будет тянуть шипящий звук, скажите ему, чтобы он прикрыл рот (расположил верхние резцы над нижними). Послышится почти полноценный звук [ш]. «Змеиное шипение» должно «ложится» на ладонь горячей широкой струей. Затем ребенок сразу должен «шипеть» как змея. Губы должны быть в широкой, открывающей верхние и нижние резцы, улыбке. Во время длительного произнесения звука [ш] большим и средним пальцами руки нажмите на щеки ребенка около углов его рта так, чтобы губы выступили вперед (рупором). От этого произношение звука [ш] станет совсем точным. В дальнейшем ребенок должен сам округлять губы (можно перед зеркалом). Когда звук [ш] будет произноситься безошибочно, сообщите ребенку, какой звук он выговаривает, и закрепляйте его в слогах (по картинкам).
-
Способ 2: Постановка звука [Ш] от правильного звука [С]
1. Если ребенок произносит звук [с] при верхнем положении языка, начинайте ставить ему звук [ш] (см. ниже). 2. Если ребенок произносит звук [с] при нижнем положении языка, ему нужно сначала поставить «верхнеязычное» произношение этого звука. Постановка звука [с] при верхнем положении языка. Ребенок должен прислонить кончик языка к верхним резцам (покажите ему, как это сделать) и вслед за вами произнести звук [с]. Если звук [с] не получается, нужно начать длительно произносить звук [с] при нижнем положении языка и в это время вести языком вверх по передним зубам, переходя с нижних на верхние и следя за тем, чтобы звучание звука не изменялось. Немного потренируйте с ребенком верхнее произношение звука [с]. Окончательная постановка звука [ш]. Ребенок должен тянуть звук [с] (язык на верхних зубах). В это время нужно вести языком по нёбу (не отрывая языка) в направлении к альвеолам, пока язык не окажется с внешней стороны альвеол. Сначала будет слышаться нечеткий шипящий звук, когда язык достигнет альвеол, послышится полноценный звук [ш]. Скажите ребенку, чтобы он «полз» кончиком языка от зубов к альвеолам, как бы «ощупывая им дорогу». Губы ребенка постоянно должны находиться в улыбке, такой, чтобы были видны верхние и нижние резцы. Когда ребенок произнесет звук [ш], скажите ему, что так «шипит» змея. Во время длительного произнесения звука [ш] нажмите большим и средним пальцами руки на углы рта ребенка и выдвиньте вперед его губы. В дальнейшем ребенок должен округлять губы самостоятельно (глядя в зеркало). В заключение переходите к произношению слогов (по картинкам). Обучайте «змею разговаривать». Когда звук будет произноситься безошибочно, сообщите ребенку, какой звук он произносит.
-
Способ 3: Постановка звука [Ш] от правильного звука [Р]
Пусть ребенок длительно произнесет звук [р] (губы в открывающей верхние и нижние резцы улыбке). Затем нужно произнести этот звук шепотом, совсем тихо, так чтобы язык во рту прекратил вибрировать. При этом послышится звук [ш]. Скажите ребенку, что так «шипит» змея. Округлите ребенку губы, нажав большим и указательным пальцами на углы его губ. В дальнейшем пусть округляет губы самостоятельно (глядя в зеркало). Когда звук будет произноситься свободно, сообщите ребенку, какой звук он на самом деле выговаривает. После этого переходите к произношению слогов.
-
Способ 4: Постановка звука [Ш] с механической помощью
Пусть ребенок длительно произносит звук [с] при верхнем положении языка (см. способ 2). Губы должны быть в открывающей верхние и нижние резцы улыбке, между зубами должна виднеться небольшая щель. Во время такого произнесения вы вводите в рот ребенка шпатель и, надавливая им на кончик его языка, медленно продвигаете язык вглубь до тех пор, пока не послышится звук [ш]. Ребенок должен закусить шпатель зубами и продолжать «шипеть». В это время округлите губы ребенка, нажав на углы его рта пальцами. Послышится полноценный звук [ш]. В дальнейшем пусть округляет губы самостоятельно (глядя в зеркало). Обратите внимание ребенка на тот звук, который он произносит, скажите ему, что так «шипит» змея. После этого переходите к произнесению слогов (по картинкам) вначале со шпателем, затем без него («обучайте змею разговаривать»). Когда ребенок будет свободно произносить слоги, сообщите ему, какой звук он выговаривает, и попросите его повторить его вслед за вами.
-
Способ 5: Постановка звука [Ш] по показу артикуляции
Ребенок должен выполнять упражнение «Чашечка». В результате он научится придавать языку ту форму, которая нужна для произнесения звука [ш]. Ребенок должен открыть рот, «сделать чашечку» языком и прислонить «ее край» (широкий кончик языка) к верхним резцам (к самой их вершине или немного спереди — с наружной стороны). В этом положении ребенок должен «дуть на край чашечки» («чтобы остудить налитый в нее чай»). Выдох нужно ощущать на приставленной ко рту ладони. Будет слышаться неясный свистящий звук. Потом «чашечку» нужно будет «занести» в рот («так чтобы не расплескать содержимое») и прислонить широкий кончик языка («край чашечки») спереди к альвеолам. «Край чашечки» при этом должен не отрываясь скользить сначала по внутренней стороне верхних резцов, потом по нёбу до альвеол. Все это время ребенок должен продолжать «дуть на край чашечки». Нечеткий свистящий звук сначала заменится на [с], затем послышится звук [ш] (несколько жесткий из-за слишком широко открытого рта). Все это ребенок должен выполнять по вашему показу (вам только нельзя произносить звук [ш]). Когда ребенок научится «заносить чашечку» в рот и произносить звук [ш], обратите его внимание на этот звук. Скажите ему, что так шипит змея. В дальнейшем нужно сразу ставить «край чашечки» к альвеолам и «шипеть». После этого нужно будет закрыть рот (поставить верхние резцы на нижние) и в этом положении продолжать «шипеть». Во время длительного «шипения» округлите губы ребенка, нажав пальцами на углы его рта. Послышится полноценный звук [ш]. В дальнейшем ребенок должен округлять губы самостоятельно (глядя в зеркало). Затем закрепляйте звук в слогах (по картинкам). Когда ребенок будет свободно произносить звук [ш], сообщите ему, какой звук он произносит.
-
Способ 6: Постановка звука [Ш] на вдохе
Пусть ребенок длительно произнесет звук [т], прикасаясь кончиком языка к верхним резцам и ощущая на подставленной ко рту ладони выдыхаемый воздух. Верхние резцы находятся над нижними, между ними небольшой просвет. Затем пусть выдохнет воздух и произнесет этот же звук на коротком вдохе. Послышится звук трения о зубы «всасывающегося» внутрь воздуха. На верхних резцах должен чувствоваться холодок от «просачивающегося» в рот воздуха. Следите, чтобы ребенок не «хватал» воздух «горлом» (тогда никакого звука не получится), а втягивал его (как через соломинку) в щелку между верхними резцами и кончиком языка. После этого, произнося на вдохе звук [т], нужно «всасывать» в глубь рта вместе с воздухом и язык, пока он не окажется прислоненным к передней поверхности альвеол. Предварительно можно ощупать это место пальцем. Укажите ребенку на то, что, когда его язык попадает на альвеолы, слышится как бы «шорох», от того что воздух в этом месте трется об альвеолы. От этого на альвеолах чувствуется холодок. Пусть ребенок сразу ставит язык на альвеолы и на вдохе воспроизводит этот звук «шороха». Затем ребенок должен «всосать» немного воздуха, так чтобы послышался «шорох» и на альвеолах почувствовалось движение воздуха, а потом этот же воздух с тем же «шорохом» «выдуть» обратно (так чтобы воздух при этом «просочился» между языком и альвеолами). Послышится немного смягченный звук [ш]. Укажите ребенку на то, что на выдохе «шорох» получается более звучным. После этого нужно произносить звук «шороха» попеременно на коротком вдохе и выдохе, между альвеолами и языком должно ощущаться движение воздушной струи (как она «ходит» туда-сюда). Во время произнесения на выдохе звука [ш] выдвиньте вперед губы ребенка, нажав пальцами на углы его рта. Послышится полноценный звук [ш]. Обратите внимание ребенка на то, что так «шорох» стал еще более звучным и уже превратился в настоящее «шипение», как будто шипит змея. В дальнейшем пусть ребенок округляет губы самостоятельно и без предварительного вдоха сразу на выдохе «шипит». «Обучайте» вашу змею «произносить слоги». Когда ребенок будет свободно произносить звук [ш], сообщите ему, какой звук он выговаривает.
-
Способ 7: Постановка звука [Ш] при аномалиях строения речевых органов
Если у ребенка есть признаки дизартрии, выполняйте с ним упражнения артикуляционной гимнастики, предназначенные для постановки этого звука (см. с. 84) до тех пор, пока у него не сформируются необходимые двигательные навыки. Ставить звук [ш] лучше всего пятым способом. Если ребенок уже выговаривает звук [с], можно воспользоваться четвертым способом. При нижнем выдвинутом прикусе звук [ш] лучше всего ставить первым, вторым, третьим и шестым способами. Для улучшения произношения звука кончик языка нужно прислонять ближе к верхним резцам (у их основания), чем обычно. Таким же образом нужно работать при высоком нёбе. Если у ребенка нет верхних коренных зубов и они долго не вырастают, можно поставить временное произношение звука [ш]. При этом кончик языка будет прикасаться к задней поверхности альвеол (иногда звук может получиться и тогда, когда кончик языка прислоняется к верхушке альвеол). Звук [ш] будет излишне жестким. Звук можно ставить первым способом. Тогда звук [т] нужно произносить, прижимая кончик языка к внутренней поверхности альвеол. Можно воспользоваться также вторым, четвертым и пятым способами. Во всех случаях язык ребенку придется продвигать в рот глубже, чем обычно. Вам придется полагаться на собственный слух: как только в произношении ребенка послышится звук [ш] – нужная точка артикуляции найдена. Когда у ребенка появятся коренные зубы, нужно будет уточнить у него произношение звука [ш]. Для этого во время произнесения звука кончик языка нужно будет продвинуть вперед, чтобы он оказался с наружной стороны альвеол. Звук будет звучать мягче.
-
Список используемой литературы
Вакуленко Л.С. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей: справочник начинающего логопеда: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 128с Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 208с.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.