Содержание
-
Государственная (итоговая) аттестация выпускников
Прохождение государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов.
-
Количество экзаменов
Обязательные письменные экзамены – русский язык, алгебра. Экзамены по выбору учащихся – 2 любых предмета, изучавшихся в 9 классе.
-
Русский язык: письменный экзамен
Экзаменационная работа состоит из трёх частей, которые последовательно выполняются учениками. Выполнение трёх частей обязательно для всех экзаменуемых. На выполнение экзаменационной работы отводится почти 4 часа (235 минут).
-
Структура КИМа
-
Русский язык:
Структура: Часть 1 - Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов
-
Критерии оценивания задания 1
-
Тестовая часть: задания 2-8
Тестовая часть экзамена по русскому языку-это 2-я часть экзамена, она предполагает работу с текстом . Тестовая часть состоит из 7 заданий, начиная со 2-го и заканчивая 8-м. За выполнение этой части ученик получает 7 баллов. В ответе может быть несколько вариантов ответа (от 1 до 3), но если хотя бы один вариант назван неправильно, весь ответ не засчитывается. При выполнении этой части экзамена необходимо быть предельно внимательным.
-
Русский язык:
Ответами к заданиям 2–8 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
-
Задания 2–5 проверяют умение выполнять орфографический, пунктуационный, грамматический анализ.
-
Задание №2
-
Алгоритм выполнения задания 2:
Вспомнить, что такое грамматическая основа предложения (ГО): это подлежащее и сказуемое. Вспомнить, чем может быть выражено ПОДЛЕЖАЩЕЕ( только в форме именительного падежа: Кто? Что?) и СКАЗУЕМОЕ (ПГС,СГС И СИС) Вспомнить, что предложение могут быть как простое (одна ГО), так и сложное (несколько ГО). Вспомнить, что предложения могут быть как двусоставные ( подлежащее и сказуемое), так и односоставное (или подлежащее, или сказуемое). Вспомнить, что и подлежащее, и сказуемое могут быть однородными членами предложения. Вы должны повторить всю теорию синтаксиса простого и сложного предложения.
-
Задание №3
-
Алгоритм выполнения задания 3:
1. Найдите ГО, определите, какое предложение: простое, сложное, тип связи. 2. Вспомните, чем может быть осложнено простое предложение: однородные члены предложения, вводные слова и вставные конструкции, обращения, обособленные и уточняющие члены предложения. 3.Читая предложения, на месте цифр останавливайтесь и определяйте, нужна ли здесь запятая и почему. 4. Напишите правильный ответ.
-
Задание №4
-
Алгоритм выполнения задания 4:
1. Вспомнить 3 вида связи словосочетания: согласование, управление и примыкание. 2. Согласование: главное выражено сущ., зависимое-прилагательным, причастием, числительным или местоимением, отвечает на вопросы какой или чей? 3.Управление: главное выражено глаголом, существительным, зависимое- существительным или местоимением. Главное «управляет» падежом зависимого, отвечает на падежные вопросы и на смысловые. 4.Примыкание: главное и зависимое связаны только по смыслу, так как зависимое слово выражено неизменяемой частью речи: наречием, деепричастием, неопределённой частью речи. 5.Определить в предложенном словосочетании главное слово, оно должно быть главным и в новом словосочетании. Зависимое слово заменяем в зависимости от типа связи: при согласовании-сущ. меняем на прилагательное, при управлении-на сущ. с предлогом или без, при примыкании-на наречие или деепричастие.
-
Задание №5
-
Алгоритм выполнения задания 5:
1.Определить часть речи выделенного слова. 2. Определить, в какой морфеме находится орфограмма. 3.Читаем правило, обращая внимание на формулировку, склонение, спряжение, род, число, падеж и другое. 4.Оставляем только те ответы, в которых нет ошибок или несовпадений. 5. При подготовке к экзамену необходимо повторить и систематизировать все орфографические правила.
-
Задания 6–8 нацелены на анализ текста, а именно проверяют глубину и точность понимания содержания текста; понимание отношений синонимии и антонимии, важных для содержательного анализа текста; опознавание изученных средств выразительности речи.
-
Прочитайте текст и выполните задания 6-9
(1)На маленькой пристани уже набился народ. (2)Матвей Капитоныч, поторопись! - закричал кто-то из ожидающих. Гребец ничего не ответил. (4)Подводя лодку к мосткам, он чуть-чуть повернул голову, и тут я увидел его лицо. (5)Это был мальчик лет одиннадцати-двенадцати, а может быть, и моложе. (6)Лицо у него было худенькое, серьёзное, строгое, тёмное от загара, только бровки были смешные, детские, совершенно выцветшие, белые, да из-под широкого козырька огромной боцманской фуражки падали на запотевший лоб такие же соломенные, давно не стриженные волосы. (7)Матвей Капитоныч, здравствуй! (8)Отойдите, не мешайте! - вместо ответа закричал он каким-то хриплым простуженным баском, и в эту минуту лодка ударилась о стенку причала. (9)Началась выгрузка пассажиров и посадка новых. (10)Маленький перевозчик выглядел очень усталым, с лица его катил пот, но он очень спокойно, без всякого раздражения, сурово и повелительно распоряжался посадкой. (11)Эй! - покрикивал он. - (12)Садись с левого борта. (13)А ты, с котелком, - туда... (14)Тихо... (15)Без паники.
-
(16)Не успел наш ялик отойти и на сотню метров от берега, случилось то, чего, казалось бы, уж никак нельзя было ожидать в этот солнечный, безмятежно спокойный летний день. (17)Послышался звук, похожий на отдалённый гром. (18)Лёгким гулом он прошёл по реке. (19)И тотчас же в каждом из нас что-то ёкнуло и привычно насторожилось. (20)В эту минуту второй, более сильный удар размашистым отзвуком прокатился по реке. (21)Мотенька, что это? (22)Ну что! - сказал он, не поворачивая головы. - (23)Ничего особенного. (24)Зенитки. (25)Тут будто кувалдой ударило меня по барабанным перепонкам, я невольно зажмурился, услышал, как закричали женщины, и изо всех сил вцепился в холодный влажный борт лодки, чтобы не полететь в воду. (26)Ничего не скажу - было страшно. (27)Особенно, когда в воду спереди и сзади, справа и слева от шлюпки начали падать осколки. (28)Передо мной сидел мальчик. (29)Ни на один миг он не оставил вёсел. (30)Так же уверенно и легко вёл он своё маленькое судно, и на лице его я не мог прочесть ни страха, ни волнения. «(31)Неужели он не боится? - подумал я. - (32)Неужто не хочется ему бросить вёсла, зажмуриться, спрятаться под скамейку?.. (33)А впрочем, он ещё маленький, - подумалось мне. - (34)Не понимает, что такое смерть».
-
(35)Дела, которые привели меня на Каменный остров, отняли у меня часа полтора-два. (36)В ожидании машины я беседовал с командиром батареи и между прочим рассказал о том, как наш ялик попал в осколочный дождь. (37)Командир батареи почему-то вдруг очень смутился и даже покраснел. (38)Да, да... - сказал он, вытирая платком лицо. - (39)К сожалению, наши снаряды летают не только вверх, но и вниз. (40)Но что же поделаешь! (41)Ведь бывают жертвы, свои люди гибнут. (42)Вот как раз недели три тому назад тут перевозчика осколком убило. (43)Как перевозчика? - сказал я. - (44)Где? (45)Какого? (46)Да вот тут как раз, на Неве, где вы переезжали. (47)Хороший человек был. (48)Сорок два года работал на перевозе. (49)А сейчас там какой-то мальчик, - сказал я. (50)Матвей Капитоныч! (51)Это сынишка перевозчика, который погиб. (52)Я отчётливо представил во всех подробностях, как это случилось.
-
(53)И вот не прошло и месяца, а этот мальчик сидит на этой лодке и работает теми же вёслами, которые выпали тогда из рук его отца. «(54)Как же он может? - подумал я. - (55)Как может этот маленький человек держать в руках эти страшные вёсла? (56)Как может он спокойно сидеть на скамейке, на которой ещё, небось, не высохла кровь его отца? (57)Ведь, казалось бы, он на всю жизнь должен был проникнуться смертельным ужасом и к этой заклятой работе, и к этой лодке, и к вёслам, и к чёрной невской воде. (58)Даже отдалённый орудийный выстрел должен был пугать его и холодить жестокой тоской его маленькое сердце. (59)А ведь он улыбался. (60)Вы подумайте только - он улыбался давеча, когда земля и небо дрожали от залпов зенитных орудий». (По Л. Пантелееву*) * ЛеониД Пантелеев (1908-1987) - русский советский писатель, журналист.
-
Задание №6
-
Алгоритм выполнения задания 6:
1. Внимательно прочитайте текст, обращая внимание на имена, отчества, фамилии героев. 2. Обратите внимание на даты и географические названия. 3.Обратите внимание на последовательность событий. 4.Читая варианты ответов, сравнивайте их с текстом, записывайте номера предложений с правильными ответами.
-
Распознавание и характеристика основных видов выразительных средств фонетики, лексики и синтаксиса (звукопись, эпитет, метафора, развёрнутая и скрытая метафоры, гипербола, олицетворение, сравнение, сравнительный оборот, фразеологизм, синонимы, антонимы, омонимы) в речи; Элементы содержания, проверяемые заданием №7
-
Задание №7
-
Алгоритм выполнения задания 7:
1. Вспомнить, какие средства выразительности речи существуют. 2. Тропы: эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, гипербола, литота, антитеза. 3. Синтаксические средства выразительности: парцелляция, синтаксический параллелизм, анафора, эпифора, риторические вопросы, обращения, инверсия. 4. Читая предложения, обращайте внимание на слова, употреблённые в переносном смысле-это признак наличия ТРОПОВ в предложении. 5. Обращайте внимание на наличие синонимов или антонимов. 6. Обращайте внимание на наличие сравнительных союзов СЛОВНО, БУДТО, КАК ,ЧТО, КАК БУДТО, противительный союз А. 7. Обращайте внимание на строение предложений, на наличие вопросов и обращений. 8. Повторите определения выразительных средств.
-
Задание №8 Элементы содержания, проверяемые заданием №8
-
Алгоритм выполнения задания 8:
1.Внимательно прочитайте указанное в задании предложение, обратите внимание, в каком значении употреблено указанное слово в предложении ( прямое или переносное). 2. Обратите внимание, что нужно найти к данному слову: синоним, антоним, омоним или другое. 3. Вспомнить, что означает данный термин. 4. Перечитайте внимательно текст, обращая внимание на синонимы или антонимы к данному слову. 5. Выпишите данное (данные) слово (слова). 6. Повторите основные понятия по теме «Лексика»: общеупотребительная и необщеупотребительная, историзмы, архаизмы, жаргонизмы, профессионализмы, диалектизмы.
-
Оценивание части 2:
Автоматическая обработка, а значит - предельно аккуратное заполнение бланка ответов! Максимальное количество баллов – 7. (по баллу за каждый правильный ответ). За неверный ответ или его отсутствие выставляется ноль баллов.
-
Часть 3 Сочинение-рассуждение
Задание части 3 выполняется на основе того же текста, который выпускники читали, работая над заданиями части 2. Используя прочитанный текст из части 2, необходимо выполнить на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Это письменный аргументированный ответ! Перед написанием сочинения необходимо записать номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение необходимо писать аккуратно, разборчивым почерком.
-
Сочинение-рассуждение 9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Г. Г. Граник: «Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами. А иногда… даже вместо слов». 9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Ведь, казалось бы, он на всю жизнь должен был проникнуться смертельным ужасом и к этой заклятой работе, и к этой лодке, и к вёслам, и к чёрной невской воде. Даже отдалённый орудийный выстрел должен был пугать его и холодить жестокой тоской его маленькое сердце. А ведь он улыбался.» 9.3 Как Вы понимаете значение слова СМЕЛОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Какого человека можно считать смелым?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
-
Структура сочинения-рассуждения Вступление-тезис Основная часть – доказательства (аргументы) Заключение –вывод
-
Сформулировать собственный тезис на основе высказывания автора. (Тезис, т.е. положение, подлежащее доказательству, должен представлять собой интерпретацию заявленной фразы автора на теоретическом уровне) Привести различные доказательства (аргументы) этого тезиса – не менее 2-х аргументов из текста, иллюстрирующих различные языковые явления. сделать вывод-заключение, подтверждающий заданный тезис. Алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему 9.1
-
Рассуждения по основным разделам языкознания лексика грамматика многозначность; лексика с точки зрения стилистической окраски; слова одной тематической группы; лексика с точки зрения активного и пассивного запаса (историзмы, архаизмы); лексика с точки зрения происхождения; профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы; синонимы, антонимы, омонимы, паронимы; фразеологизмы; тропы (метафора, метонимия, гипербола, олицетворение, сравнение, синекдоха, литота, эпитет и др.); стилистические фигуры (антитеза, оксюморон, анафора и др.) словосочетания с разными видами подчинительной связи; предложения по цели высказывания; предложения по эмоциональной окраске; дву- и односоставные предложения; неполные предложения; распространенные и нераспространенные предложения; обособленные члены предложения, однородные члены предложения, обращения, вводные слова и предложения, вставные конструкции; прямая и косвенная речь.
-
Сформулировать собственный тезис на основе анализа текста с опорой на тему, идею, проблему всего текста. (Тезис, т.е. положение, подлежащее доказательству, должен представлять собой понимание того, что описано во фрагменте текста, который надо истолковать) Привести различные доказательства (аргументы) этого тезиса – не менее 2-х аргументов из текста, подтверждающих ваше понимание фрагмента текста. сделать вывод-заключение, подтверждающий заданный тезис. Алгоритм написания сочинения-рассуждения, основанного на лингвистическом анализе текста 9.2
-
Сформулировать собственный тезис на основе определения слова (Тезис, т.е. положение, подлежащее доказательству, должен представлять собой ответ на вопрос, заявленный в теме сочинения) Привести различные доказательства (аргументы) этого тезиса – не менее 2-х аргументов (один - из текста, второй – из жизненного опыта), иллюстрирующих вашу точку зрения, заявленную как тезис. сделать вывод-заключение, подтверждающий заданный тезис. Алгоритм написания сочинения-рассуждения, основанного на толковании слова 9.3
-
Критерии оценивания задания 9.1 (сочинение-рассуждение)
-
Критерии оценивания задания 9.2 (сочинение-рассуждение)
-
Критерии оценивания задания 9.3 (сочинение-рассуждение)
-
Оценивание грамотности и фактической точности речи экзаменуемого
-
Рекомендации по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения в 2020 году основного государственного экзамена (ОГЭ) РУССКИЙ ЯЗЫК Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 33 баллов Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.