Содержание
-
Технологии развития связной речи у дошкольников.
Подготовила учитель-логопед МДОУ «Детский сад №120» Шалугина Ю.О. 29.11.2023г
-
Уровень развития личности дошкольника во многом зависит от уровня его речевого развития. Развитие речи в период дошкольного детства являетсяоднойизважнейшихзадачинтеллектуальногоразвитияиподготовкидетей к школьному обучению.
-
Связная речь
Под связной речью понимается логическое, последовательное, грамматически правильное и образное изложение определённого содержания. Это цепочка логически сочетающихся предложений, обеспечивающая коммуникацию и взаимопонимание. Обучение связной речи – одна из ведущих задач речевого развития.
-
Формы связной речи
Формы связной речи монологическая диалогическая естественная форма общения, которая предполагает чередование высказываний собеседников, прослушивание этих высказываний собеседниками связное, логическое высказывание одного говорящего, отличающееся своей последовательностью
-
Основные характеристики связного развёрнутого высказывания: тематическое и структурное единство; адекватность содержания поставленной коммуникативной задаче; произвольность, плановость и конспективность изложения; логическая завершенность; грамматическая связность; понятность для собеседника.
-
Цель речевого развития детей дошкольного возраста - формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, с учётом их возрастных особенностей и возможностей. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалог и монолог. Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи. Связная речь выполняет социальные функции. Обучение связной речи оказывает влияние на эстетическое воспитание.
-
Требования, которые предъявляются к детям в речевой деятельности:
осмысленность; полнота передачи; широкое использование словаря, оборотов, синонимов, антонимов и т.д.; правильный ритм, отсутствие длительных пауз; культура изложения в широком смысле слова:-- правильная, спокойная поза во время высказывания, обращения к слушателям,-- интонационная выразительность речи,-- достаточная громкость,-- отчётливость произношения.
-
Этапы формирования связной речи в дошкольном возрасте
К концу первого года– началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, но они преимущественно выражают желания и потребности ребёнка. К концу второго года жизни ребёнка слова начинают грамматически оформляться. На третьем году жизни быстрыми темпами развиваются как понимание речи, так и активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. Дети пользуются первоначальной формой речи – диалогической.
-
В 3-4 года у ребенка развивается наглядно действенное мышление, и его речевая практика прочно привязана к конкретным предметам и ситуациям. Младший дошкольник уже говорит, но простыми словосочетаниями с использованием неопределенных форм местоимений и наречий (тот, там). К 5-ти годам ребенок начинает составлять сложные предложения, которые звучат, как набор простых,хорошо описывает наглядные ситуации. Шестилетний ребенок в соответствии с нормами речевого развития должен активно использовать развернутые высказывания, применять языковые средства, такие как сравнение, эпитеты. Связная речь старших дошкольников опирается на образное мышление.В этом возрасте дети используют самую сложную форму связной речи – объяснительную.
-
В группах раннего возраста ставится задача развития понимания речи и использования активной речи детей как средства общения, педагоги формируют умение задавать вопросы. В младшем дошкольном возрасте учат детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, воспитывается потребность делиться своими впечатлениями, привычка пользоваться простыми формулами речевого этикета. В среднем дошкольном возрасте детей приучают охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, больше внимания уделяют качеству ответов детей, продолжается воспитание культуры общения. Формы организации обучения связной речи детей в старшей и подготовительной группах могут быть различными: занятия, игра, экскурсии, наблюдения. Содержание требований к диалогической речи по возрастным группам
-
Монолог Повествование Пересказ Рассказ Описание Рассуждение
-
В раннем возрастесоздаются предпосылки для развития монологической речи. На третьем году жизни детей учат слушать и понимать доступные им по содержанию короткие рассказы и сказки, повторять по подражанию отдельные реплики и фразы. Содержание требований к монологической речи по возрастным группам
-
Целенаправленное обучение связной монологической речи начинается во второй младшей группе. Детей учат пересказывать хорошо знакомые им сказки и рассказы, а также рассказывать по наглядному материалу.
-
В средней группе дети пересказывают содержание не только хорошо знакомых сказок и рассказов, но и тех, которые они услышали впервые. Необходимо учить детей включать в повествование элементы описаний действующих лиц, природы, диалоги героев рассказа, приучать к последовательности рассказывания.
-
Монологическая речь развивается в обучении детей. Важное условие развития диалогической речи-организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом. Основной метод формирования диалогической речи- разговор педагога с детьми. Эффективные методы развития: дидактическая игра, подвижная игра, использование приёма словесных поручений, совместная деятельность и специально организованные речевые ситуации.
-
Приёмы работы по формированию связной речи. 1. Беседа с ребёнком 2. Чтение рассказов или сказок. 3. Беседа (диалог). 4. Составление описательного рассказа.
-
Приёмы работы по формированию связной речи. 5. Составление рассказа по серии сюжетных картин.
-
Приёмы работы по формированию связной речи. 6. Составление рассказа по сюжетной картине.
-
Приёмы работы по формированию связной речи. 7. Пересказ выборочный пересказ; подробный или близкий к тексту; краткий (сжатый) пересказ.; творческое рассказывание (с творческими дополнениями); пересказ без опоры на наглядность. Критерии оценки детского пересказа: - Полнота пересказа;- последовательность изложения событий, соблюдение причинно-следственных связей;- использование слов и оборотов авторского текста, (очень важен и пересказ «своими словами», свидетельствующий о его осмысленности);- характер употребляемых предложений и правильность их построения;- отсутствие длительных пауз. 8. Самостоятельное составление рассказа.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.