Содержание
-
Односоставные предложения.
Материал для закрепления знаний в 10-11 классах
-
Цели:
Повторить и закрепить значения односоставных предложений и способы выражения главных членов предложений; Закрепить отработанный навык определения типов односоставных предложений.
-
Односоставные предложения
Это такие предложения, в которых есть только один главный член. Это либо подлежащее, либо сказуемое.
-
Назывные предложения.
Предложения, в которых есть только подлежащее, называются назывными. Они служат для того, чтобы создать статическую картину
-
Примеры
Мороз и солнце! Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. Шепот, легкое дыханье, трели соловья. Тишина.
-
Назывные предложения могут быть распространенными. Второстепенный член – определение, т. к. к подлежащему относится только согласованное или несогласованное определение. Раннее утро. Тишайший рассвет. Алая кромка зари.
-
Обстоятельства относятся к сказуемым, поэтому предложения типа: В лесу тишина. являются неполными двусоставными ( обстоятельство «в лесу» относится к пропущенному в этом предложении сказуемому «стояла», «есть»). Таким образом, наличие в предложении обстоятельства свидетельствует о том, что в предложении есть сказуемое.
-
Определенно-личные предложения
Это предложения, в которых нет подлежащего, но производитель действия точно указан формой сказуемого.
-
Сказуемое выражено глаголом 1или 2 лица единственного или множественного числа настоящего или будущего времени изъявительного наклонения или глаголом повелительного наклонения.
-
Примеры
1 л. ед. ч. : Люблю грозу в начале мая. 1 л. мн. ч.: Домчимся. Озарим кострами степную даль. 2 л. ед. ч. : Слышишь пение птиц? 2 л. мн. ч. : Пойдете с нами на прогулку? Повелительное накл. : Спишите. Прочитайте. Спрячьте.
-
Во всех случаях форма глагола вполне определенно указывает на производителя действия. Это либо Я, либо Ты, либо Мы, либо Вы.
-
Вспомнишь разлуку с улыбкою странной, Многое вспомнишь родное, далёкое, Слушая ропот колёс непрестанный, Глядя задумчиво в небо высокое. (И.С.Тургенев)
-
Неопределенно-личные предложения.
Это такие, в которых производитель действия не определен (Кто-то)
-
Сказуемое выражено глаголами изъявительного наклонения 3 лица множественного числа или глаголом прошедшего времени множественного числа.
-
Например: Говорят о сокращении расходов. Подняли цены на горючие материалы.
-
Определите тип односоставных предложений.
Не презирай совета ничьего. Истины врагу не открывай, тайны дураку не поверяй. Из речи пустой мысли не извлечёшь. Любишь кататься – люби и саночки возить.
-
Продолжите предложения
От добра…. На чужой роток… Из песни слова…. В чужом глазу сучок видим, а в своём… За двумя зайцами погонишься - …
-
Безличные предложения
Это такие предложения, в которых нет и не может быть производителя действия. Действие происходит как-то само собой. Например: Холодает. Нездоровится. Надоело. Светлеет.
-
Способы выражения сказуемого
Безличными глаголами: Нездоровится. Вечереет
-
Личными глаголами в безличной форме. Светлеет. В лесу сильно похолодало.
-
Глаголом в неопределенной форме(инфинитивом). Долго петь и звенеть пурге. Не бродить, не мять в кустах багряных лебеды и не искать следа.
-
Кратким причастием. Мне поручено. Сказано громким голосом. Сделано быстро.
-
Наречием. Тихо. Душно. Жарко.
-
Частицей Нет. В предложении нет сказуемого. В пасмурный день нет солнца.
-
Тренировочные задания
-
Определите тип односоставных предложений. А над головой у нее безупречно синий купол. Ей представилось, будто они кланяются. Хватает покоя и силы увидеть себя самое. От этих ясных знающих глаз ей больно и страшно. Тревожно ей было.
-
У нее не достало сил уложить вещи. Важней всего было подбирать после жатвы пшеничные колосья или принести ежевику. О его книгах много спорили при его жизни и в последующие годы. Им восхищались и возмущались, его превозносили и ниспровергали. В книге повествуется о двух поколениях семьи Морел.
-
Попытаемся разъяснить это кажущееся противоречие. Заявляю, что держусь противоположного мнения. Примите мой сердечный привет и не сомневайтесь в искренних чувствах. Друг мой, чтобы добраться до цели, надо мчаться на почтовых и по большой дороге. Знаете ли вы о нелепости своей затеи?
-
Впрочем, не тревожьтесь за исход начатого дела. Так трудно бывает устоять перед искушениями. Не расспрашивайте меня о предстоящем вечере. Возвращайтесь к ужину и все узнаете. У нас здесь много говорят о прошедшем недавно концерте.
-
Читаю главу из «Илиады», чтобы восстановить в памяти события. Чтобы дать ему прийти в себя после виражей, совершим небольшую прогулку. Если бы мне и хотелось это знать, то лишь для того, чтобы иметь лишний повод склониться к вашему мнению или склонить вас к моему. Мне представляется весьма затруднительным просить его тетушку не задерживать его у себя. Мне не удастся провести вечер с вами.
-
Прошу вас не сомневаться в этом. Не согласитесь ли вы передать это письмо по назначению? Ему скажут, что нас нет дома. Надеюсь, завтра ей станет лучше. Достаточно посмотреть на него, чтобы все понять.
-
Как благородно было с ее стороны сказать мне об этом. Не надо оставлять открытыми окна. У меня и без того достаточно причин жаловаться на судьбу. Смею вас уверить в полнейшей безопасности поездки. Приезжайте же поскорее и привезите обещанное. Желаю вам доброго вечера. Только очень уж трудно все это сказать. Позвольте мне задать вам еще один вопрос.
-
Спасибо за внимание. Учитель Фурманюк Юлия Александровна Лицей№1546 «Плехановец»
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.