Содержание
-
Презентация к уроку на тему: «Трехсложные размеры стиха»(6 класс)
Подготовила: учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей № 10» г. Великие Луки Агаева Анна Алексеевна
-
Поразмышляем
Чем прозаический текст отличается от стихотворного текста?
-
Различие
Стихотворение –речь, подчиненная ритму, рифме, смыслу. Проза- свободно движущаяся от предложения к предложению речь.
-
Давайте подумаем
Какой из видов текста нам будет проще наложить на музыку и почему?
-
Вывод
Стихотворный текст легче подчинить музыкальному ритму, потому что и в самом стихотворении есть ритм Ритм - звуковое строение конкретной стихотворной строки; общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи
-
У Александра Пушкина в поэме «Евгений Онегин мы встречаем следующие строки
Высокой страсти не имея Для звуков жизни не щадить, Не мог он ямба от хорея, Как мы ни бились, отличить.
-
Давайте вспомним
1. Что такое ямб? 2. Что такое хорей? 3. Почему эти размеры называют двусложными?
-
Итак
Ямб – двусложный размер стиха, в котором ударение падает на второй слог Хорей - двусложный размер стиха, в котором ударение падает на первый слог Двусложными они называются потому, что имею всего два слога
-
Пример
Текст: Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный — Схема: _ _/ | _ _/ | _ _/ | _ _/|_ _ _/ | _ _/ | _ _/ | _ _/|_ Вывод: Это четырёхстопный ямб
-
Текст: Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Схема: _/_ | _/_ | _/ _| _/ _/_ | _/_ | _/ _| _/ Вывод: четырёхстопный хорей
-
Таким образом, в стихотворениях Александра Сергеевича Пушкина преобладают двусложные размеры стиха: ямб и хорей
-
Изучение нового материала
« Трёхсложные размеры стиха» Задачи: Узнать новые стихотворные размеры Понять, чем они отличаются друг от друга Научиться определять стихотворные размеры
-
У Пyшкинa тpexcлoжныe paзмepы кpaйнe peдки («Узник», «Tyчa» и нeкoтopыe дpyгиe), y Лepмoнтoвa oни yжe дoвoльнo oбычны. Шиpoкo пoльзoвaлcя этим paзмepoм Heкpacoв. У нeгo нa 100 cтиxoтвopeний пpиxoдитcя oкoлo 60, нaпиcaнныx двycлoжными paзмepaми), и oкoлo 40 – тpexcлoжныx Иcтoчник: https://www.textologia.ru/literature/teoria-literatury/stihoslogenie/trehslozhnie-razmeri/1769/?q=471&n=1769
-
Новый материал (запишем в тетрадь)
Дактиль – трёхсложный размер с ударением на первом слоге Амфибрахий - трёхсложный размер с ударением на втором слоге Анапест -трёхсложный размер с ударением на третьем слоге
-
Легко запомнить!
Если взять дактилическое слово (золото, холодно, ярмарка и др.) и повторять его, мы услышим дактиль. Повторенное амфибрахическое слово (корова, дорога, послушай и др.) даст нам звучание амфибрахия. Чтобы услышать анапест, нужно повторять анапестовые слова (голова, холода, далеко и др.)
-
Рассмотрим схемы(зарисуй их в тетрадь)
Подумай, к какому из трех стихотворных размеров принадлежат данные схемы: _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _
-
Проверь себя
Ударение падает на первый из трех слогов Вывод: дактиль 2. Ударение падает на второй из трех слогов Вывод: амфибрахий 3. Ударение падает на третий из трех слогов Вывод: анапест
-
Попробуем определить размерстихотворения «Железная дорога»
Текст: Славная осень! Здоровый, ядреный Воздух усталые силы бодрит; Схема: _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/ Вывод: четырёхстопный дактиль
-
Это интересно!
Название этого стихотворного размера происходит от греческого слова "палец". Смысл в том, что палец состоит из трех фаланг, при этом одна из них длиннее остальных. Так и стопа дактиля состоит из трех слогов, один из которых ударный, а остальные безударные. Его нисходящая стопа может навевать уныние, погружать в печальные думы, передавать усталость умудренного опытом человека. Если же взглянуть по-другому, то в дактилическом ритме с акцентом на первом слоге можно услышать вальсовое кружение «раз-два-три-раз-два-три». Мощным и торжественным дактиль называл Николай Гумилев.
-
Попробуем определить размер строк стихотворения «Крестьянские дети»
Текст: Однажды, в студеную зимнюю пору, Я из лесу вышел; был сильный мороз Схема: _ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/ Вывод: четырёхстопный амфибрахий
-
Амфибрахический ритм – неспешный, величественный, склонный затрагивать за живое, вызывать грусть. Благодаря этому амфибрахий популярен среди поэтов-мыслителей и поэтов-философов. Хотя у слова «амфибрахий» довольно необычное звучание, значение термина объясняется просто. Пришел он из греческого языка, с которого переводится как «с обеих сторон краткий», то есть в этом случае название говорит само за себя.
-
Попробуем определить размер строк стихотворения «Тройка»
Текст: Что ты жадно глядишь на дорогу В стороне от весёлых подруг? Схема: _ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _ _ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ Вывод: четырёхстопный анапест
-
Название этого стихотворного размера происходит от греческого слова «ἀνάπαιστος», означающего «отраженный назад», другими словами – обратный. Чему? Дактилю. Из-за того, что строка анапеста оканчивается сильным слогом, то есть является восходящей, рифма в нем обычно более сильная, звонкая. Стихи, написанные анапестом – это движение, порывистость, стремительность. Они вызывают ощущение окрыленности либо восторженности, поскольку интонация постоянно устремляется вверх.
-
Повторим термины
Ритм – Стопа – Ямб – Хорей – Дактиль- Амфибрахий – Анапест -
-
Домашнее задание(тренировка)
Определить размер стихосложения. Нарисовать схему. Уметь объяснить: 1. ТУчкинебЕсные, вЕчныестрАнники! СтЕпьюлазУрною, цЕпьюжемчУжною МчИтесь вы, бУдто как Я же, изгнАнники…
-
2. На сЕвередИкомстоИтодинОко На гОлойвершИнесоснА И дрЕмлет, качАясь, и снЕгомсыпУчим ОдЕта, как рИзой, онА.
-
3. Есть в напЕвахтвоИхсокровЕнных РоковАя о гИбеливЕсть. Есть проклЯтьезавЕтовсвящЕнных, ПоругАниесчАстия Есть.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.