Содержание
-
Метрикастиха
Практикум по определению стихотворных размеров.
Светлана Тимофеевна Лапшина.
-
Метрика – учение о стихотворных размерах
- Тоническая система стихосложения
- Силлабическая система стихосложения
- Силлабо-тоническая система стихосложения
-
Тоническая система
- Фольклор
- Важно только равное количество ударений
- Отсутствуют рифмы
-
Силлабическая система
- Важно только количество слогов
но
- Рифма тоже есть
(поэзия Антиоха Кантемира сотоварищи)
-
Силлабо-тоническая система
Придумана для русского стихосложения М.В. Ломоноcовым и В.К. Тредиаковским в XVIII веке.Существует и по сей день.
-
Двусложные размеры
- Хорей-(греч. Choreios, буквально - плясовой) Стихотворный метр с сильными местами на нечётных - 1, 3, 5 - слогах стиха
Буря мглою небо кроет
-
- Ямб – (jambos) стихотворный метр с сильными слогами на чётных - 2,4,6 …слогах стиха.
Слова бывают разные
-
В двусложном размере бывают
- Пиррихий – (pyrricheos) облегчённая стопа из двух безударных слогов
Отво - рите мне темницу
- Спондей - (spondeios) утяжелённая стопа из двух ударных слогов
Ночь. У - лица. Фонарь. Аптека
-
Трёхсложные размеры стиха
- Дактиль – (греч. Daktylos, буквально -палец) – стихотворный метр с ударением на первом слоге 3-сложной стопы
Тучки небесные, вечные странники
-
- Амфибрахий – (греч. аmphibrachys, буквально – с обеих сторон краткий) в трёхсложной стопе ударение на втором слоге
Не ветер бушует над бором
-
- Анапест – (греч. аnapaistos, буквально – отражённый назад ) в трёхсложной стопе ударение на третьем слоге.
я тебе ничего не скажу
-
Четырёхсложные размеры
В зависимости от места ударения они делятся на:
- Первый пеон (ма-лень-ка-я)
- Второй пеон (фо-на-ри-ки)
- Третий пеон (Ли-за-ве-та)
- Четвёртый пеон (пе-ре-вер-ни)
-
Пятисложники
- Пентон №1 (по месту ударения)
- Пентон №2
- Пентон №3
Как сходилися, собиралися
- Пентон №4
- Пентон №5
-
Дольник (паузник)
Переходный размер от силлабо-тонического к тоническому (популярный с XX века), в котором при равном количестве ударений безударные интервалы могут быть как в один, так и в два слога
- Вечером синим, вечером лунным
- 2 – 1 – 2 - 1
-
Тактовик (акцентник)
- Количество ударений в строке одинаковое
- Рифма несёт дополнительную организацию стиха
Спокойно трубку докурил до конца.
1 – 1- 3 – 2 –
(примеры – у В. Маяковского)
-
Памятка
- Поставьте ударение
- Подчеркните ударные гласные чертой
- Безударные гласные – подковой
- Рассмотрите, что повторяется
- Разделите вертикальной чертой повторяющиеся промежутки
- Определите размер
- Посчитайте стопы
-
Как ныне сбирается вещий ОлегЗолото, золото падает с небаПоживёшь и попразднуешь вволюЛюбви, надежды, тихой славыВетер по морю гуляетПолумилорд, полукупецЦветочная проснулась ваза
-
Четырёхстопный ямб мне надоел.Им пишет всякий. Мальчикам в забаву пора б его оставить…Ведь рифмы запросто со мной живут.Две придут сами, третью приведут
-
Спасибо за работу
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.