Содержание
-
Учителю о детях с нарушениями речи
Нарушения устной и письменной речи у учащихся начальных классов Составитель: учитель-логопед МБОУ «СОШ №1» Криницкая Светлана Геннадьевна
-
Речевые нарушения
-
Дисграфия
-нарушение письма. Является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения и в усвоении грамматики родного языка на более поздних (т.к. в их основе: несформированность фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи).
-
Типы Дисграфических ошибок:
1группа обусловлены несформированностью фонематического восприятия и связанного с ним анализа и синтеза слова.
-
Пропуски гласных и согласных букв или целых слогов:
о (он) красны (красный) многи (многие) снеет, сине (синеет) зведа (звезда) кадаши (карандаши)
-
Появление лишних букв или слогов:
тарава (трава) мотоцикол, монотоцикл (мотоцикл) числитильщик (чистильщик) косомонавт (космонавт) одние (одни)
-
Перестановки букв или слогов:
тко (кто) онко (окно) на девере (на дереве) пелепрыл (переплыл)
-
2группа- обусловлены несформированностью фонематического слуха
-
Смешение гласных 1 и 2 ряда:
ожик (ёжик) отка (утка) моёт (моют) крёчок (крючок)
-
Смешение звонких и глухих согласных:
трупочки (трубочки) корький (горький) тедрадь (тетрадь)
-
Замена свистящих и шипящих :
суски (сушки) суштрый (шустрый)
-
Смешение свистяших, шипящих и аффрикат:
тяйка (чайка) шулки (чулки) куриса (курица) чепки (щепки)
-
смешение твердых и мягких согласных:
патка (пятка) тортая (тёртая)
-
3 группа ошибок:
Смешение элементов букв б, д, щ, ц,з
-
4 группа ошибок -Недописывание, перестановка, пропуск слов в предложении:
«Мой папа тоже…(работает) водителем» «На полянках, пригорках уже зазеленела…(травка)» «Черепаха дает золотой Буратино ключик»
-
5 группа Аграмматизмы – неправильное согласование слов в предложении, фразе или неправильный выбор падежной формы слова:
«у меня нет красный платье» «у меня нет красная платий» «пять белый грибы» «лиса заботится о лисёнков» «пошли с корзинки»
-
6 группа неправильное определение границ предложения:
«У Миши жил. Звали кота. Рыжик они.были друзья»
-
Дислексия – нарушение чтения
Типы дислексических ошибок: 1. замены звуков Сходных по звучанию : -звонких –глухих; -аффрикат и их компонентов Соответствующих буквам, сходным по начертанию: т-г, т-п, щ-ш, м-л, д-б, а-о
-
2 группаИскажения звукослоговой структуры слова:
Пропуски звуков и слогов; Перестановки звуков и слогов; Добавления звуков и слогов.
-
3 группа.Регрессии – возвращение к прочитанному.
4 группа. Неправильное ударение – монотонное чтение, нарушается интонационная структура читаемого, нет интонационной законченности предложения.
-
5 группа.Неточность понимания отдельных слов
Трудности в понимании образных выражений, метафор, переносного значения слова
-
6 группа.Нарушение понимания логической связи в читаемом
Не могут при пересказе отразить временные, причинно-следственные связи, оценить ситуацию, поступки действующих лиц.
-
7 группа.Угадывающее чтение
Большое количество смысловых, вербальных замен, а также – аграмматизмы.
-
Главная задача учителя-логопеда в школе -
Не дублирование классных занятий, а восполнение пробелов в развитии средств языка и функций речи. Коррекционная работа направлена на активизацию речемыслительной деятельности.
-
Спасибо за внимание!
Успехов Вам и Вашим ученикам!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.