Содержание
-
Урок – лингвистическая экспедиция»Чудодейственная сила глагола»
МОУ»Филимоновская СОШ» Учитель русского языка и литературы Мешкова В.Н.
-
Цели урока:
Показать роль глагола в построении связных высказываний, Обогатить речь учащихся глаголами различных лексико - семантических групп . Воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка.
-
Дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся в лингвистическую экспедицию – путешествие в мир языка и поговорим о глаголе каа единице речи. Русский язык Чрезвычайно богат глаголами.
-
Л.Н. Толстой писал:
«Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – значит дать движение фразе.»
-
В.Г. Белинский говорил:
« В русском языке иногда для выражения разнообразных оттенков одного и того же действия существует до десяти и больше глаголов одного корня, но разных видов».
-
В.И. Даль заметил:
« В русском языке 40% слов – существительные, 35% - глаголы. Глагол – это речь человека, разумный говор – язык».
-
Прочитайте отрывок из поэмы « Руслан и Людмила» А.С. Пушкина:
Хотел бежать, но в бороде Запутался, упал и бьется; Встает, упал: в такой беде Арапов черный рой мятется; Шумят, толкаются , бегут, Хватают колдуна в охапку И вот распутывать несут…
-
- О ком здесь идет речь? - Что произошло сначала? -Что позже? - Чем завершается эта сцена? Глаголы передают последовательность событий, темп происходящего, создают ритм.
-
-
-
-
-
Глагол может передавать и последовательность движений:
Сын на ножках поднялся, В дно головкой уперся, Понатужился немножко: « Как бы здесь на двор окошко Нам проделать?» - молвил он, Вышиб дно и вышел вон. Сколько силы и энергии в этих шести строчках, в этой цепи глаголов: поднялся, уперся, понатужился, молвил, вышел и вышиб!
-
Глаголы делают выразительными описания природы:
Сияет солнце, воды блещут, На всем улыбка, жизнь во всем, Деревья радостно трепещут, Купаясь в небе голубом. Поют деревья, блещут воды, Любовью воздух растворен, И мир, цветущий мир природы, Избытком жизни упоен…
-
Глаголы и глагольные формы создают мелодику, ритмику стихотворения, рисуют картину, в которой есть и движение, и свет, и звук.
-
Определите лексические значения глаголов и отметьте оттенки этих значений.
Идти, мчаться, шагать, тащиться, брести, семенить, ползти, , шествовать, лететь. Вы каждый день ходите в школу по улице и видите, как движется транспорт. - Какими глаголами можно описать движение автобусов, троллейбуса, такси, трамвая?
-
Прочитайте текст, найдите глаголы движения и выпишите их.
« Мне была предоставлена полная свобода. Я с утра гонял по парку, убегал в деревню играть в «солдаты» с деревенскими ребятишками, уходил без спросу в ближние лески по грибы и по ягоды, купался в илистых и тенистых прудах вместе с нашей собакой Динго». ( В.Брюсов)
-
Прочитайте, какие глаголы вы выписали. Как вы думаете, почему автору в одном предложении удалось рассказать о многом? Какую роль играют в этом глаголы?
-
Вставить пропущенные глаголы и записать их в тетрадь.
Мы идем с лесником по мелколесью. Кое-где попадаются маленькие круглые оконца-колодцы. - Родник,- говорит лесник и зачерпывает ладонью прозрачную воду.Из-под камня …родник.Он превращается в ручеек, который весело…на восток. Ручей брызжет, звенит, журчит и потом стремительно …вниз.
-
По склону горы он …дальше. Несколько таких ручейков …в один большой ручей , и он спокойно …по равнине. А вот он с шумом … в пропасть. ( К.Г. Паустовский)
-
Второй маршрут – глаголы речи.
С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком, речью. В романе « Отцы и дети» Тургенев употребил свыше 100 глаголов, обозначающих речь. Вот некоторые из них: повторить, шепнуть, закричать, прибавить, сказать, воскликнуть, сообщить, возразить, намекнуть, переспросить.
-
Прочитайте отрывок из сказки « Василиса Прекрасная».
« Затрещали деревья, захрустели листья – едет Баба- Яга. Василиса встретила ее. -Вес ли сделано?- спрашивает Яга. - Изволь посмотреть сама, бабушка,- молвила Василиса. Баба-Яга все осмотрела, подосадовала, что не за что рассердиться, и сказала: -Ну, хорошо! Потом крикнула: - Верные мои слуги, сердечные мои други, смелите мою пшеницу!»
-
Выпишите глаголы речи и потом прочитайте их.
Какие глаголы подчеркивают характер героев сказки?
-
Распределите данные глаголы на 3 группы:
1) глаголы со значением речи, 2) глаголы со значением чувств, ощущений говорящего, 3)глаголы, обозначающие мимику, жесты и движения говорящего. Говорить, вспомнить, улыбнуться, рассказать, удивиться, пояснить, подумать, обрадоваться, ужаснуться, нахмуриться, упрекнуть, провозгласить, усмехнуться, застонать, приуныть.
-
3 маршрут – глаголы звучания.
Нас всюду окружают звуки. Просыпаемся мы от заливистого звона будильника.
-
На улице громыхает проезжающий мимо грузовик.
-
А из телевизора доносится бодрая музыка.
-
Выпишите глаголы, которые передают звуки леса.
Лесной оркестр. В мае лесные жители поют и играют, кто на чем и как умеют. Тут услышишь и звонкое пение, и скрипку, и барабан, и свист, и лай, и камень, и вой, и уханье, и жужжанье, и урчанье, и кваканье. Чистыми голосами поют соловьи, зяблики, певчие дрозды. Скрипят жуки и кузнечики. Барабанят дятлы, свистят флейтой иволги, лает лисица. Кашляет косуля. Воет волк. Ухает филин. Жужжат шмели и пчелы.
-
Какие глаголы вы выписали?
Это действительно оркестр, а действие происходит в мае.
-
От чего зависит выразительность текста?
Умеете ли вы слушать природу? А рассказать о том, что слышите? Вот как много интересного, удивительного и чудесного мы сегодня узнали о глаголе. И наш урок- экспедицию хочется закончить словами К.Г.Паустовского:
-
« С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжелое громыханье грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения»
-
Домашнее задание.
Написать сочинение- миниатюру»На берегу лесной речки»
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.