Содержание
-
Уроки развития речи как один из важных этапов в подготовке к ЕГЭ
-
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИпреподавания русского языка
Современные тенденции преподавания русского языка определяются идеей коммуникативной направленности школьного курса русского языка. Выдвижение текста в качестве центральной единицы обучения русскому языку.
-
ЗАЧЕМ НАМ ТЕКСТ НА УРОКЕ?
Организация работы с текстом на уроках русского языка обеспечивает развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи. Совершенствование методики комплексного анализа текста на уроках русского языка связано, в первую очередь, с актуализацией универсальных приемов учебной деятельности, направленных на подготовку к ЕГЭ.
-
Наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы на уроке с текстом : - комплексный анализ текста; - работа с текстом при подготовке к сочинению-рассуждению, к изложению; - анализ текста при работе над типами речи; - сопоставительный анализ текстов; - письмо по памяти; - лингвистический эксперимент; - работа с «деформированным» текстом; - составление текста по опорным словам; -различные виды диктантов; -коммуникативные и игровые ситуации; -редактирование текста.
-
ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
На основе обучения правильному интонированию текста развиваются следующие умения школьников: умение членить текст на смысловые отрезки (фрагменты, микротемы), умение выделять главную и второстепенную информацию текста.
-
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Словарная работа обеспечивает… осмысленность процесса понимания текста; расширение словарного запаса ученика, рост его культуры. Содержание словарной работы - толкование значения новых или непонятных ученику слов, понятий, терминов, в том числе с помощью словаря.
-
Этапы работы с текстом
-
«Хитрый текст» Учащихся привлекают тексты занимательного характера, тексты с необычными заданиями. Их можно использовать для реализации метапредметных связей , о которых заявлено в новых ФГОСах (русский язык + география; русский язык +биология; русский язык + литература), а также на уроках в конце четверти, когда ребята уже устали, а работать ещё надо. Ищем ответы в текстах Найдите в тексте замаскированные в предложениях названия 8 городов мира. Пример. Жил-был мальчик Аго. (Чикаго) Жил-был мальчик Аго. Он был очень сильным, но в городе был ещё один такой же силач, по кличке Реван. И решили они на спор убрать огромный камень, что на проспекте Герани. Словно слон, стал Реван толкать глыбу, но она не поддавалась. Аго же, не важничая, взял лопату и стал обкапывать камень со всех сторон. Тот так и ушел в землю, и Аго, мельче хоть размерами, чем Реван, победил. Ибо знание – сила, господа хорошие! Ответ: Чикаго, Ереван, Тегеран, Осло, Женева, Торонто, Гомель, Лагос.
-
«Тонкие и толстые вопросы»
-
ФИШБОУН ( англ. «Рыбная кость» или «Скелет рыбы»)
-
«ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ» Алгоритм работы с приемом Ствол дерева — это выбранная тема, ключевой вопрос темы, смоделированная или реальная ситуация, которые предполагают множественность решений. Ветви дерева— это варианты предположений, которые начинаются со слов: "Возможно,…", "Вероятно,…". Количество ветвей не ограничено. Листья дерева — обоснование, аргументы, которые доказывают правоту высказанного предположения (указанного на ветви). «Дерево предсказаний» по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»
-
«Двойной дневник» (по ходу чтения необходимо заполнить таблицу, состоящую из двух граф: в первую выписать фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали согласие, протест и даже непонимание; во второй графе дается объяснение, что заставило выписать эти фразы, какие мысли и ассоциации они вызвали)
-
Прием «Двойной дневник».
-
Элементы сократовского метода на уроках Метод Сократа, сократовский диалог - стиль ведения обсуждения и дискуссии, которые демонстрировал Сократ. Он подводил собеседника к более полному видению предмета обсуждения и выводам, которые изначально были для собеседника не очевидными. Главное достоинство этого метода - ученик приходит к истине сам (хотя и с помощью учителя). Сократовский метод строится с помощью следующего алгоритма:• создание проблемной ситуации;• формулирование проблемного вопроса;• востребованность имеющихся знаний и умений и стремление с их помощью решить проблему;• необходимость выдвижения гипотезы, ее формулировка;• поиск системы доводов, доказательств, опровержений в подтверждение гипотезы или отказа от нее;• выводы (если возможно, проверка, экспертиза полученного результата). Остается только добавить, что овладение сократикой развивает творчество и самого учителя.
-
Школьникам предлагается преобразовать предложенный текст в пять тезисов:
1 тезис — введение (поясняет, о чём идёт речь в тексте; составляется в виде общей фразы, часто с использованием названия статьи); 2 тезис — раскрывает суть проблемы, изложенной в тексте (более узкий контекст, более конкретный круг вопросов); 3 тезис — может быть в виде вопроса или призыва (что заставляет задуматься, почему данная проблема актуальна); 4 тезис — новый аргумент (повторяться нежелательно) в пользу значимости изучаемой проблемы или ответ на вопрос, поставленный в пункте «3»; 5 тезис — заключение (подведение итогов задания).
-
Памятка № 1
Как правильно понять исходный текст. Когда-то Аристотель утверждал, что « речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается». Эти « три элемента - «автор, тема и читатель». Текст 1. О чем? ( Ты увидишь тему.) 2. Какие вопросы рассматривает автор? (Ты найдешь проблемы.) 3. Над каким вопросом автор рассуждает больше всего? ( Ты найдешь основную проблему текста.) 4. Зачем автор написал текст? ( Ты определишь цель.) 5. Как автору удалось помочь тебе определить цель? ( Вот здесь ты увидишь роль языковых средств. ) 6. Почему были использованы именно эти языковые средства? 7. Как сам автор отвечает на поставленные вопросы, проблемы? (Это поможет тебе понять авторскую позицию.)
-
-
Работа с текстом на уроках русского языка будет эффективной, если она проводится в определенной системе, а не однократно. Опыт практической деятельности в школе позволяет сделать вывод о том, что ребята с 5 класса достаточно быстро привыкают к использованию текста на уроке, более того им это очень нравится. Значение такой работы велико: воспитывается любовь к родному слову, расширяется кругозор учащихся, отрабатываются навыки грамотного письма, различных видов разбора; формируется умение самостоятельной работы с текстом, умение создавать свой текст.
-
Работа с текстом формирует - способы концентрации внимания при чтении; - интеллектуальные приёмы, обеспечивающие понимание читаемого текста (дифференциация содержания, выделение существенных структурных и смысловых элементов); - приёмы, способствующие освоению учебных материалов (составление плана, ответы на вопросы, интерпретация смысла); - понимание текста (выделение его уровней).
-
Использование текста при обучению русскому языку создает условия для осуществления личностно-ориентированной педагогики –эта работа позволяет воспитывать свободную личность, наделенную субъективным опытом и реализовавшую свои способности и возможности на интеллектуальном, речевом, духовно-нравственном уровне.
ГИА-9 Консультация № 3 1.12.2010
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.