Содержание
-
Включение родителей в коррекционно – образовательный процесс на этапе формирования лексико – грамматических категорий у дошкольников с ОНР.
-
В ФАОП ДО (ее части для детей с тяжелыми нарушениями речи) работа, обеспечивающая взаимодействие семьи и дошкольной организации, включает следующие направления:‐ аналитическое; ‐ коммуникативно-деятельностное;‐ информационное
-
«Общее недоразвитие речи»
Общее недоразвитие речи (ОНР) – это тяжелые нарушения речи, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой сторонам, при сохранном слухе и интеллекте. По степени тяжести проявления дефекта в современной логопедии условно выделяют четыре уровня общего недоразвития речи. Первые три описаны Р.Е. Левиной:первый уровень – отсутствие общеупотребительной речи;второй уровень – начатки общеупотребительной речи;третий уровень –развернутая речь с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития.четвертый уровень – незначительные нарушения всех компонентов речи (представлен в работах Т.Б. Филичевой).
-
Клексико-грамматической стороне языка относят словарь и грамматическиправильное его использование.
Словарь– это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Различают словарь пассивный и активный. Под пассивным словарем понимают возможность понимания слов, под активным – употребление их в речи. Грамматический строй языка - это закономерности, по которым слова данного языка образуются, изменяются и объединяются в словосочетания и предложения. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования,синтаксический– умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.
-
Порядок усвоения грамматических категорийпо А.Н.Гвоздеву
1. Число существительных 2.Повелительная форма глаголов 3.Падежи (сначала изменения в ед.числе, затем во множественном) 4.Времена и лица глаголов 5. Согласование прилагательных 6.Предлоги 7.Условное наклонение 8.Категория рода 9.Сравнительная степень прилагательных
-
Основные коррекционно-развивающие задачи при работес лексико – грамматической стороной речи:1. Наращивание и активизация словаря (особенно слов действий, признаков ,обобщений)2. Устранение аграмматизмов. Аграмматизм - нарушение понимания и неправильное использование грамматических средств языка ( неверное согласование, образование, изменение, сочетание слов)3. Усвоение на практике навыков: - словообразования, - словоизменения, - правильного построения различных типов предложений, - употребления предлогов и союзов - развитие «чувства языка».
-
Подходы к формированию лексико – грамматического строя речи у дошкольников
ЛЕКСИЧЕСКИЙ(грамматические категории изучаются в рамках лексической темы, онтогенетический принцип не соблюдается). ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ (ГРАММАТИЧЕСКИЙ) (грамматические категории отрабатываются в онтогенетической последовательности, не замыкаются на одной лексической теме, требуют широкой лексической базы).
-
Порядок формирования у ребенка падежных форм существительных без предлогов при онтогенетическом подходе. Порядок подбора существительных 1.Существительные, которые не меняют в этой категории форму 2.Существительные с ударной флексией (окончанием)3.Существительные с безударной флексией («слабая позиция»)4.Все формы дифференцируем внутри одного падежа и с каждым новым падежом.
-
Эффективные формы организации коррекционно-педагогического процесса и сотрудничества логопеда с семьей (Е.М. Мастюкова, А. Г. Московкина, В.В. Ткачёва , Л. М. Крапивина)
индивидуальные формы работы с семьёй; коллективные формы взаимодействия; формы наглядно-информационного обеспечения.
-
ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
Анкетирование Семинары-практикумы для родителей Индивидуальные и групповые консультации ( очные ,а также консультационный материал в уголке логопеда) Выполнение заданий логопеда в домашних условиях Выставки пособий, игр и книг для родителей Оформление уголка «Советы логопеда» Изготовление для родителей памяток, буклетов и чек-листов по формирования лексико-грамматического строя речи Посещение родителями занятий для показа на практике способов отработки лексико-грамматических категорий
-
Инновационные формы сотрудничества с родителями
«домашняя игротека»; «почта одного дня»; информационные онлайн - технологии; речевые тематические праздники; воркшоп с применением кейса для родителей «Формирование лексико-грамматических категорий у старших дошкольников с ОНР».
-
Кейс-технологии основаны на комплектовании наборов (кейсов) текстовых учебно-методических материалов с использованием различных видов носителей информации.Метод case study(англ. яз - анализ конкретных практических ситуаций) ориентирован на поиск путей и способов решения имеющихся проблем, в его основе лежит принцип непосредственного участия родителя в процессе поиска решения.«Workshop» (с англ. «мастерская»)новый вид информативного обучения, групповой метод развития, в котором нет аудитории и ведущего,всемероприятие строится на вовлечении в процесс каждого из участников.
-
Результаты применения инновационных технологий в работе с родителями: большая часть родителей стали активными участниками коррекционно-образовательного процесса , понимают и выполняют рекомендации учителя-логопеда; повысилась эффективность встреч логопеда с родителями, интереса родителей к коррекционно-образовательному процессу, практическая вовлеченность их в этот процесс; значительно повысилась компетентность и методическая грамотность родителей; произошло сплочение родительского коллектива в ходе решения проблемной ситуации; формирование и развитие у родителей коммуникативных навыков и умений, эмоциональных контактов, понимания, что такое диалог и почему он так важен в семье, умения жить в диалоговой среде. Наш опыт работы позволяет сделать следующий вывод: изучение и использование в работе новых , современных технологий позволило нам решить основную нашу задачу - перевести родителей из пассивного слушателя в субъекта, компетентного активного участника коррекционно- образовательного процесса.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.