Содержание
-
Фокус-группы как метод сбора информации в политологическом исследовании.
-
Фокус-группы – неформализованное интервью, проводимое не с отдельным респондентом, а с группой.Цель – получение информации о мнениях и реакциях их участников.
-
В развитых странах использование групповых интервью приобрело большие масштабы. В середине 90-х годов только в США действовало около 800 самостоятельных коммерческих фирм, осуществляющих фокус-групповые исследования, а общее число ежегодно проводимых в этой стране групп, возможно, перевалило за 200-тысячную отметку.
-
Немного из истории…
Метод фокус-групп был предложен Р.Мертоном (одним из самых известных социологов XXв) в качестве дополнительного для перепроверки данных, полученных количественными методами. Но термин быстро вышел за узкие рамки дополнительного метода и стал обозначать самостоятельное групповое интервью.
-
Первым исследователем, который применил этот метод к исследованиям рынка, был Т.Ловак. В 1949 году он пригласил в свой офис домохозяек для обсуждения качеств нового продукта. Обсуждение было очень успешным. Результат стал первым успехом нарождающейся техники. В 1950 г. экономист Б.Лирам проинтервьюировал группу негритянских потребителей на предмет их отношения к созданию специального агентства. Принципиальный успех метода состоял в глубине получаемой информации и в возможности изучить язык потребителя.
-
Применение метода к исследованию в области политики.
В президентской компании Б.Доула в 1996г. фокус-группы использовались для определения тем выступлений кандидата. При проведении фокус-групп испытуемые в ходе обсуждения должны были оценить по 10-бальной системе 83 тезиса , якобы исходящий от гипотетического кандидата в президенты. В результате был сделан вывод о том, что избирателя интересуют способность к лидерству, характер и философия президента.
-
В России в 1998 году под руководством С.Белановского по всей стране было проведено около 80 фокус-групп с представителями различных социальных групп, результаты которых легли в основу программных положений завоевавших популярность за один год и вошедших в состав Госдумы, а ныне уже не существующего СПС.
-
Общие принципы формирования групп.
1) Численность группы. Сегодня наиболее целесообразная численность группы определяется большинством авторов в 8-12 человек. Это, возможно, еще не предел, так как некоторые авторы высказываются за дальнейшее сокращение численности участников до 6-8 человек. Организация дискуссии с 12 участниками сегодня рассматривается многими исследователями как перебор, поскольку проводить группы с таким числом респондентов хотя и можно, но сложно, и модератору уже не удается задействовать в обсуждении всех.
-
Недостатки больших групп:
Они плохо управляемы и имеют тенденцию раскалываться на автономные подгруппы при обсуждении. Дискуссия редуцируется к обмену мнениями между наиболее активными участниками. Менее активные превращаются в молчаливую аудиторию. Недостатки малых групп: Существует риск быстрого затухания дискуссии. Они более чувствительны к индивидуальной специфике отдельных ее представителей.
-
Общие принципы формирования групп.
2) Гомогенность состава участников. Гомогенность в социально-статусном и интеллектуальном отношении. Гомогенность группы по образованию. Гомогенность гендерного признака. Гомогенность по возрасту. Требование гомогенности не тождественно гомогенности взглядов. Непродуктивно составлять группы с одинаковыми политическими взглядами. Группы должны состоять из незнакомых людей.
-
Ограничение на участие в фокус-группах.
Существует несколько категорий лиц, которые не должны привлекаться к участию в фокус-группах независимо от того, какова тема обсуждения и каковы принципы набора участников. К ним относятся: лица, знакомые с процедурой проведения фокус-групп; лица, знакомые друг с другом или с модератором; лица, профессионально знакомые с предметом обсуждения; лица, профессиональная деятельность которых связана с фокус-групповыми исследованиями, маркетингом или рекламой, а также профессиональные социологи и психологи.
-
Организация фокус-групп.
Перед проведением фокус-групп составляется путеводитель (гайд, вопросник с примерными темами) Приветствие модератора Знакомство участников между собой Формирование цели и правил Переходные вопросы Основные вопросы Заключительные вопросы
-
В фокус-группах для активации беседы также эффективно использовать технику probing. Если дискуссия затихла, то модератору необходимо обращаться с вопросами персонально по именам и предложить обсуждать проблему по очереди, в последовательности, например по часовой стрелке.
-
Стандартная физиологически обусловленная работа фокус-группы – два часа. В случае продолжения делают перерыв, обеспечивая участников кофе. Бутербродами и т.д. Нецелесообразно проводить в день более двух 2-часовых дискуссий с одной группой. Проблематично назначить повторную дискуссию. Рациональнее проводить короткие дискуссии с разными группами, чем длительную с одной.
-
На спонтанность и характер обсуждения влияет размещение группы в пространстве. Наиболее благоприятная форма круглого стола, где модератор располагается как один из участников. Может быть использован полукруглый или длинный О- или П-образный стол.
-
Формами фиксации материалов могут выступать стенография (нежелательно), аудиозапись и видеозапись. Передача микрофонов от участника к участнику нежелательна. При расшифровке необходимо указывать, кто именно произносил ту или иную фразу. Если нет записи видеокамерой, то в помещении должен быть наблюдатель, который фиксирует фамилии или псевдонимы выступающих.
-
Преимущества фокус-групп:
Более дешевый метод по сравнению с индивидуальными интервью. Сокращаются затраты времени на реализацию проекта. Совокупный объем текстовых расшифровок меньше, чем в индивидуальном интервью. Релевантный теме исследования материал хотя и содержится в более хаотичном , обрывочном виде. Наличие не только трансакций «интервьюер-респондент», но и «респондент-респондент», т.е. высказывания одних могут стать стимулом для других. Групповая дискуссия создает предпосылки для повышения саморефлексии респондентов.
-
Недостатки (ограничения) фокус-групп:
Необходимость денежной стимуляции участников фокус-групп. Организационные сложности (сбор к определенному месту в определенное время). Очень высокие требования к квалификации модератора. Методическая непроработанность (ненадежность) метода. Отсутствие возможности раскрыть тему с той глубиной, как это делается в индивидуальном интервью. Проблема неупорядоченности обсуждения.
-
Спасибо за внимание!
Презентацию выполнила: Шарафеева Миля
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.