Содержание
-
Понятие конфликта
Выполнили студенты 315 группы факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова
-
Понятие конфликта в теории Курта Левина
Курт Левин родился в Германии 9 сентября 1890 г. До своей смерти 12 февраля 1947 г. ученый руководил центром по изучению групповой динамики при Массачусетском технологическом институте. Конфликт «психологически характеризуется как ситуация, в которой на индивида действуют противоположно направленные одновременно воздействующие силы примерно равной величины».
-
Левин был первым психологом, исследовавшим конфликт как таковой работы, обобщенныевкниге «Разрешениесоциальныхконфликтов» (1948), которуюможносчитатьпервымисследованиемвпсихологииконфликтов, ивконфликтологиивцелом. описанияконфликтавтеорииполя изучениепроблеминтерперсональныхотношений вамериканский периодегодеятельности
-
«Конфликты между собственными и вынуждающими силами», т. е. как противоречие между собственными потребностями человека и внешней вынуждающей силой.(Левин) Межличностные конфликты — это ситуации противостояния, разногласий, столкновений между людьми. Неформальные: По главным целям Функциональное ролевое, деловое, формальное Межличностное
-
Супружеский конфликт стал предметом теоретического анализа в работе Левина 1940 года. Как малая группа, семья, по Левину, отличается: специфическими свойствами, небольшим размером, связью с витальными проблемами, общим физическим и социальным существованием. фактор возникновения конфликтов: общий уровень напряжения, в котором существует человек или группа. Неудовлетворенность потребностей создает напряжение. Условием удовлетворения индивидуальных потребностей является достаточное пространство свободного движения.
-
Приведет ли конкретное событие к конфликту — в решающей степени зависит от уровня напряжения или социальной атмосферы в группе. Особое значение, по его мнению, при этом приобретают: Степень удовлетворенности — неудовлетворенности потребностей человека 2. «Количество пространства свободного движения» человека. 3. Внешний барьер: наличие или отсутствие возможностей выйти из неприятной ситуации. 4. Степень совпадения или расхождения целей членов группы.
-
Парадигма активного исследования характеризуется следующими чертами: циклический̆ процесс планирования, действия и оценки; 2) пролонгированная обратная связь результатов исследования со всеми вовлеченными сторонами, включая клиентов; 3) кооперация исследователей̆, практиков и клиентов через весь процесс с самого начала; 4) приложение принципов, управляющих социальной̆ жизнью и групповым принятием решений; 5) принятие во внимание различий в ценностных системах и структурах власти всех сторон, вовлеченных в исследование 6) одновременное использование активного исследования для решения проблем и порождения нового знания.
-
Предметом внимания Левина стали конфликты, возникающие в результате борьбы мотивов, одновременной актуализации противоречащих друг другу или несовместимых мотивов. Три основных варианта конфликтов: Первый случай конфликта — это когда человек оказывается перед необходимостью выбора между в равной̆ мере привлекательными, но взаимоисключающими альтернативами. Второй случай конфликта близок по своей природе, но предполагает вы бор между двумя в равной мере непривлекательными возможностями. Третий тип конфликта— это когда одна и та же цель (возможность, выбор) в равной мере и привлекательна, и непривлекательна, имеет «и плюсы, и минусы», как об этом говорят в обыденной речи.
-
При этом отмечается, что за предшествующее десятилетие вышла лишь одна научная книга, посвященная социальному конфликту, да и та принадлежащая перу психолога (имеется в виду работа К. Левина «Разрешение социальных конфликтов» 1948 года)
-
Понятие конфликта в теории Эриха Фромма
Э́рихЗелигманнФромм -23 марта 1900 – 18 марта 1980) — немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик , представитель Франкфуртской школы, один из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма.
-
Основные положения теории конфликта: 1. Личность постоянно и неизбежно находится между двумя сильными, но противоположными друг другу влияниями. 2. Жизнь представляет собой в лучшем случае компромисс, который реализуется в динамическом балансе этих движущих сил, а в худшем – обреченную на провал попытку отвергнуть существование одной из них. Жизнь - компромисс, цель которого – свести конфликт к минимуму. (!)Но конфликт всегда потенциально обширен и опасен, и поэтому достичь компромисса нелегко.
-
Две модели конфликта: Психосоциальная - источник одной из этих сил кроется в самом человеке, тогда как источник второй – в группах или обществе. Интрапсихическая - обе движущие силы возникают внутри самой личности независимо от того, рассматривается ли она как индивидуальная или как социальная сущность.
-
Когда тот или иной конфликт имеет место, он означает, что в жизни человека произошла какая-то досадная ошибка.
-
Особенности конфликта: Продолжителен Неизбежен Его содержание предопределено Может быть сведен к минимуму, но принципиально неустраним
-
Понятие конфликта в теории Альфреда Адлера
Внутриличностныйконфликт характер личности формируется в первые пять лет жизни формируется комплекс неполноценности внутриличностный конфликт преодоление конфликта посредством "социального чувства"
-
"Социальное чувство" (т. е. взаимосвязь индивидов) является врожденным свойством человека и имеет социобиологическую природу.
-
Конфликт - это стремление к власти против чувства неполноценности
-
Понятие конфликта в теории Зигмунда Фрейда
Психика – поле боя между непримиримыми силами инстинкта, рассудка и сознания. Конфликт – изначальная и постоянная форма столкновения противоположных принципов, влечений, амбивалентных стремлений.
-
Структура личности: 1. Ид -врожденно -бессознательное -принцип удовольствия 2. Эго -посредник между Оно и Сверх-я -принцип реальности 3. Супер-эго -Выступает как цензор, судья -возникает на фаллической стадии в результате преодоления Эдипова комплекса
-
УДОВОЛЬСТВИЕ VS РЕАЛЬНОСТЬ
-
Психический конфликт возникает в результате того, что человек вынужден отказываться от удовлетворения своих желаний Разрешение: существуют способы достичь удовольствия моральными путями
-
Патогенные конфликты: -возникает, когда к внешнему отказу от удовлетворения желания, присоединяются внутренние ограничения -конфликт между влечениями Я сексуальными влечениями -вытеснение сексуальных желаний не дает возможности человеку осознать истинные причины его внутренних конфликтов, с которыми он не справляется
-
Понятие конфликта в теории А. Р. Лурии
А.Р.Лурияявляетсяавторомработы "Природачеловеческихконфликтов.Обьективноеизучение дезорганизацииповедениячеловека", котораявсвоюочередьявляетсяфундаментальнойвобластиконфликтов.
-
Цельданнойработыбыласформулированаследующиобразом: «Датьнаучноеобъективное "описаниемеханизмов, лежащихвосноведезорганизациичеловеческогоповедения". Егопреждевсегоинтерисуютмеханизмычеловеческогоповедения, "выведенногоизравновесия".
-
Основнаязадачапроводившихсяученымэкспериментов — "выяснитьзаконыдезорганизациичеловеческогоповедения, условия, прикоторыхонавозникает, иприемы, спомощьюкоторыхонапреодолевается"В качестве предмета исследования было выбрано состояние аффекта.
-
Всостоянииразлитогоаффекта, "каксложнаямашина, регулирующаячастькоторойразлажена", организм "перестаетвырабатыватьстандартнуюпродукцию".Приэтом, вотличиеоттрадиционныхэкспериментов,когдасостояниеаффектавызывалосьискусственноиобычнооказывалось "эмоциейчастнойситуации", Луриястремитсявызватьаффектличности.
-
Безусловно, Лурияописываетиизучаетконфликтыособогорода. Темнеменееегоработа, стакимопозданиемдошедшаядонас, представляетсобойнесомненныйвкладнетольковисследованиеконфликтов, ноивотечественнуюпсихологическуюнаукувцелом.Работы этого ученого служат прекрасным ответом тем, кто сомневаетсяввозможностиэкспериментальногоизучениясложныхформчеловеческогоповедения.
-
Понятие конфликта в теории Л. С. Выготского
Лев Семенович Выготский (11 июня 1934 года, Москва) —советский психолог, основатель культурно-исторической школы в психологии
-
Можно обозначить три смысла, в которых употребляется термин "конфликт" в культурно-исторической концепции: 1)конфликт как диагностическая ситуация; 2) конфликт как диагностический и формирующий прием; 3) конфликт как механизм развития.
-
Конфликт как механизм возрастного развития. Конфликт как основа ситуаций учения-обучения.
-
Отношение к конфликту строится как искусственное, то есть его необходимо проектировать, инициировать и разрешать для решения задач развития. Предметом конфликта в культурно-исторической концепции является разрыв (пустота) в виде противопоставленностинатуральной и культурной форм по- ведения. Природа конфликта позитивна, то есть конфликт является продуктивной основой культурного развития, особенно в детском возрасте.
-
Природа конфликта позитивна, то есть конфликт является продуктивной основой культурного развития, особенно в детском возрасте. Урегулирование и разрешение конфликта происходят за счет овладения поведением и построения его на новом уровне
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.