Содержание
-
Организация работы по ознакомлению детей с бумажным моделированием Мазлова Наталья Владимировна
-
Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту в обыденных вещах, испытывать чувство радости от процесса труда, желание познать тайны и законы мировоздания, способность находить выход из сложных жизненный ситуаций) – одна из наиболее сложных и интересных задач современной педагогики. И хотя в народе говорят: «Век живи – век учись», важно не пропустить тот период в жизни ребёнка, когда формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится воображению, фантазии, интересу к новому. Если эти качества не развивать в дошкольном периоде, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции, а значит, обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для развития творческих способностей детей дошкольного возраста в своей работе особое внимание уделила художественному труду. Данная программа по курсу «Бумажное моделирование» состоит из двух разделов: «Оригами» и «Бумагопластика». Бумажное моделирование является эффективным средством воспитания дошкольников. Занятия оригами и бумажной пластикой в ДОУ формируют такие нравственные качества, как коллективизм, умение сопереживать, готовность оказывать помощь, желание радовать окружающих результатами своего труда. Работа в технике оригами и бумагопластики социально ориентирована. Ведущими мотивами этого вида деятельности для дошкольников является стремление к творческой самореализации, желание создавать новое, оригинальное вместе с тем, поделки оригами и бумагопластики имеют ярко выраженное, утилитарное значение: это игрушки, открытки, подарки близким, бытовые принадлежности, макеты геометрических фигур, которые создаются детьми для того, чтобы использоваться в других видах деятельности. Таким образом, работа в технике бумажного моделирования целенаправленна: дети видят конечный результат деятельности и стремятся решить поставленную задачу. Работа в этой технике благоприятствует развитию важнейшей социальной функции личности дошкольников – формированию навыков общения в коллективе в процессе учебной деятельности. Цели программы: обучение детей техникам бумажного моделирования; всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие; усовершенствование творческих и конструктивных способностей детей дошкольного возраста.
-
Задачи: •Учить детей искусству оригами и бумажной пластики, развивать мелкую моторику, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, глазомер, художественный вкус и творческие способности. •Обучать детей различным приёмам работы с бумагой, умению следовать устным инструкциям. Оперировать понятиями, обозначающими пространственные характеристики. •Учить детей работать со схемами и образцами, придумывать самостоятельно поделки. •Развивать память и внимание, творческие способности и исследовательские навыки. •Формировать добрые чувства по отношению к близким. •Формировать самостоятельность, уверенность в себе, самооценку. •Воспитывать культуру труда, коммуникативные способности детей. •Воспитание ответственности при выполнении работ, подготовке к ярмаркам, выставкам. •Соблюдение правил техники безопасности. Принципы построения программы: •От простого к сложному. •Связь знаний, умений с жизнью, с практикой. •Научность. •Доступность •Воспитывающая и развивающая направленность. •Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков. •Активность и самостоятельность. •Учёт возрастных и индивидуальных особенностей. Объём программы. Занятия бумажным моделированием начинаю со средней группы. Работа проводятся во второй половине дня. В средней группе – одно занятие в неделю, 36 занятий в год, продолжительностью 20 минут, 12 часов в год. В старшей и подготовительной к школе группе – два раза в неделю, 72 занятия в год. Продолжительность занятия в старшей группе – 25 минут, в год – 30 часов и в подготовительной к школе группе – 30 минут, в год – 36 часов. Формы реализации программы. Реализация программы предполагает осуществление специально организованной деятельности с включением игровых моментов, в процессе которых дети получают знания, навыки по изученным темам.
-
Большая роль в реализации программы отводится совместной деятельности педагога с детьми. В совместной деятельности педагог широко использует дидактические, театрализованные игры с детьми, которые помогают, опираясь на основной вид детской деятельности – игровую, формировать у детей соответствующие программным задачам знания и навыки. Большая роль отводится прослушиванию литературных и музыкальных произведений, так как наиболее эффективное воздействие оказывают на детей средства эстетического воспитания. С целью поддержания интереса детей предлагается проводить различные мероприятия: Осенняя ярмарка; выставка «Новый год у ворот»; изготовление подарков к различным праздникам; театрализованные представления и т.д. Методы работы: Наглядные: рассматривание образцов, схем; демонстрация иллюстраций по теме занятия; наблюдение. Словесные: чтение художественной литературы; беседы; объяснение и обсуждения хода работы; подбор стихотворений по различным темам. Практические: индивидуальная работа детей; совместная работа взрослого и детей; опора на личный опыт детей. Работа с родителями. Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители – самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям о том, как они их делали. Родители детей нашей группы ознакомлены с технологией обучения детей оригами и бумагопластики. Стоит отметить, что дети, которые занимаются бумажным моделированием, стали более усидчивыми, аккуратными. Недостатка в материалах мы не испытываем, родители приносят различную бумагу, журналы, газеты. Для информации родителей оформляются папки-передвижки, проводятся консультации, организуются выставки, оформляются информационные стенды. Учебно-методическое и информационное обеспечение программы. Для успешной реализации программы используются:
-
Технические средства обучения: Аудиовизуальные (видеоаппаратура – DVD плеер, телевизор, магнитофон) Учебно-наглядные пособия: Плакаты, схемы, модели, демонстрационный материал, методические пособия, дидактические игры, художественная и вспомогательная литература, фотографии, иллюстрации, разработка бесед, игр, образцы, диагностические тесты. Оборудование: магнитная доска, цветная бумага разной фактуры (гофрированная, бумага для принтера, салфетки, упаковочная, упаковочная гофрированная бумага для цветов, картон, глянцевые журналы, газеты и др.), ножницы, канцелярский нож (для педагога), клей ПВА, клей-карандаш¸ клей ПВА, клей-карандаш, простой карандаш, бусины разного размера, «бегающие» глазки, тесьма, кружева и т.д. для украшения поделок, гелевые ручки, и всё, что можно найти интересного, необычного, красивого. К концу обучения по данной программе дети: •Узнают много нового, что относится к геометрии и математике; •Имеют представление об искусстве оригами; •Знают геометрические понятия (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), специальные термины и условные обозначения в оригами и бумажной пластики; •Умеют ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, складывать квадрат в разных направлениях; •Применяют в работе условные обозначения оригами и бумагопластики; •Выполняют базовые формы (в оригами) и простые поделки по схеме и образцу; •Придумывают поделки; •Проявляют творчество и самостоятельность. •Соблюдают технику безопасности. •Развито внимание и память, конструктивные способности и желание работать самостоятельно. Результативность обучения проверяется тестами. Формами подведения итогов становятся выставки, конкурсы.
-
Пояснительная записка В энциклопедии «Япония от А до Я» написано: «Оригами – искусство складывания фигурок из бумаги». У жителей Страны восходящего солнца даже существует некий культ бумаги как материала для изготовления предметов широкого обихода – от платьев до жилых домов. Конечно, все мы с детства умели складывать из листа бумаги лодочки, самолётики или газетные шапочки от солнца, не предполагая, что отдаём дань древнему японскому искусству. Но число поделок, характерных для оригами, исчисляются тысячами. Увлекательным самим по себе является процесс изготовления каждого предмета – будь то фонарик на ёлку, легковая автомашина или скафандр космонавта. А гирлянды одинаковых фигурок становятся элементом праздничных украшений. Развитые и подвижные пальцы способны гораздо более ловко и быстро реализовывать фантазию маленького умельца. Тренинг кистей и пальцев рук проводить легко: ведь их сила автоматически возрастает, когда ребёнок даже просто складывает листы бумаги и многократно сжимает полученные детали, которые в данном случае исполняют роль своеобразных «эспандеров». Но, кроме того, можно рекомендовать перед каждым началом занятий по оригами проводить выполнение нескольких специальных упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук. Такие упражнения делать несложно, обычно они не приносят утомления, а наоборот, вызывают радость и выполняются с удовольствием. По мере овладения детьми навыками работы с бумагой, им предлагаются поделки, которые отличаются гораздо большей выразительностью и сложностью. Занятия по изготовлению поделок оригами формируют не только воображение и аккуратность, но также изрядную ловкость пальцев и кистей рук ребёнка. В ходе работы в технике оригами ребёнок учится внимательно слушать устные инструкции воспитателя, последовательно выполнять действия, контролировать с помощью внимания тонкие движения рук. Оригами улучшает пространственное воображение, глазомер, развивает умение мысленно оперировать объёмными предметами, знакомит на практике с основными геометрическими понятиями, учит аккуратности, последовательности, формирует терпение, смекалку. Общность творческих и образовательных интересов детей, их родителей, педагогов способствует созданию педагогической среды, стимулирующей формирование творческих способностей и интересов личности с учётом её возможностей и желаний, а также социальных требований.
-
Таким образом, работа в технике оригами является эффективным средством развития творческих способностей дошкольников. А оригами, как средство обучения и воспитания может использоваться в процессе обучения в ДОУ как на правах игровой методики, наглядного пособия, так и в качестве отдельного предмета, интегрирующего в своём содержании культуроведение, технологию, геометрию и формирующего устойчивый интерес детей к учебной деятельности. Задачи: 1.Познакомить детей со свойствами бумаги. 2.Познакомить с приёмами складывания и базовыми формами: «книжка», «треугольник» (косынка), «воздушный змей» (мороженое), «конфетка». 3.Научить складывать квадрат. 4.Приступить к изготовлению фигурок. 5.Развивать мелкую моторику пальцев рук. К концу первого года обучения дети могут: 1.При помощи взрослого изготовить и знать основные базовые формы оригами «книжка», «треугольник» (косынка), «воздушный змей» (мороженое), «конфетка». 2.При помощи взрослого знать и уметь способы приготовления квадратов. 3.По образцу под контролем педагога изготавливать несложные поделки.
-
Задачи: 1.Учить детей искусству оригами, развивать мелкую моторику, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук. 2.Учить детей мастерить из бумаги, складывая квадрат в разных направлениях. 3.Научить детей складывать базовые формы «двойной треугольник», «дом», «блинчик», двойной квадрат и работать со схемами. 4.Закреплять умения детей в складывании базовых форм оригами «книжка», «треугольник» (косынка), «воздушный змей» (мороженое), «конфетка». 5.Закреплять умения делать надрезы в определённом месте; добиваться конечного результата; украшать свою поделку с помощью рисования или аппликации. 6.Развивать детскую фантазию и воображение во время работы с различными видами бумаги. 7.Воспитывать усидчивость, чёткость выполнения инструкции. 8.Приучать к аккуратности во время работы с клеем и тонкими видами бумаги. К концу второго года обучения дети могут: 1.Знать и называть геометрические фигуры; 2.Ориентироваться на листе бумаги; 3.Складывать квадратный лист в разных направлениях; 4.Уметь намечать линии; 5.Тщательно и аккуратно разглаживать линии сгиба; 6.Знать, называть и выполнять базовые формы оригами «книжка», «треугольник» (косынка), «воздушный змей» (мороженое), «конфетка», «двойной треугольник», «блинчик». 7.Уметь украсить свою поделку, добавлять недостающие детали (глаза, усы, нос и т.д.). 8.Работать самостоятельно, точно соблюдая инструкцию.
-
Задачи: 1.Познакомить детей с модульным оригами. 2.Научить складывать различные модули: треугольный, кусудамы «Супершар» и трилистник; собирать из них поделки. 3.Познакомить с театром оригами. Научить складывать модули для масок. 4.Познакомить с театром игрушек. Научить складывать игрушки для этого театра. 5.Учить работать со схемами модульного оригами. 6.Развивать творческие способности детей, их внимание, память, воображение, мелкую моторику. К концу третьего года обучения дети могут: 1.Складывать различные модули оригами: треугольный, кусудамы «Супершар», трилистник, модули для масок, игрушки для театра. 2.Выполнять работу по схематическому изображению поделки. 3.Уметь украсить свою поделку, добавлять недостающие детали (глаза, усы, нос и т.д.) 4.Работать самостоятельно, точно соблюдая инструкцию. 5.Уметь находить собственную ошибку в работе и выявлять причину неудачи. 6.Проявлять творчество и самостоятельность.
-
Пояснительная записка Бумажную пластику считают синтезом разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги. Занимаясь бумажной пластикой, расширяются представления детей о различных видах материалов, используемых в изобразительной деятельности. Бумага – хороший пластичный материал, который продолжает формировать устойчивый интерес к творчеству и делает работу детей содержательней, изделия выразительными и оригинальными, рождает у дошкольников идеи, желания придумывать новые способы и приёмы в художественной деятельности. Кроме того, в занятиях полезных для развития мелких и точных движений рук от задействованных мышц (сгибательных и разгибательных) импульсы поступают в мозг. Это позволяет непосредственно стимулировать центральную нервную систему и способствовать её развитию. Таким образом, формируя и совершенствуя мелкую моторику рук, мы усложняем строение мозга, способствуем развитию психических процессов, речи, интеллекта ребёнка. Занятия бумажной пластикой позволяют соединить полезное с приятным: развивать мелкую моторику рук, отражать свои впечатления в графо-пластической форме, приносить радость себе и близким плодами своего творчества. Способы и приёмы работы с разнофактурной бумагой. Формообразования в бумажной пластике доступнее всего начинать с простых, разной величины форм – это округлые комочки, жгуты. •Скатывание между ладонями круговыми движениями шаровидных комочков. •Скручивание жгутов между ладонями продольными движениями. •Маленькие комочки, шарики, жгутики выполняются пальчиками. •Перекручивание. Сжать бумагу при помощи пальцев и перекрутить (бантик, крылышки). •Форма капельки. Оттянуть от комочка и перекрутить. Перекручивание используется для фиксации оттянутой части. После того, как дети освоили округлые формы и жгуты, можно приступить к более сложным – прямоугольной и треугольной формам. Прямоугольник получается путём складывания его из плотной бумаги (коробочка). Складывание из бумаги – как приём, часто используется в бумажной пластике (складывание пополам, гармошкой и т.д.).
-
Чтобы получить треугольную форму, лист бумаги любой формы взять за серединку пальчиками и приподнять с поверхности стола, ладошкой другой руки обхватить и прогладить опущенные края бумаги. Способ «ёлочка» (волна, гора и т.д.) выполняется так же, как и треугольная форма. Способ «Колокол». Свернуть маленький кулёчек, при помощи пальчика, карандаша; кончик перекрутить, отрезать (цветы, форма которых напоминает форму колокола: колокольчики, ландыши, каллы). Для цветов в середину кулёчка можно вставить тонкий жгутик, оформить края зубчиками. Способ «Ёжик». Тонкие жгутики из небольших кусочков салфетки прикрепить на каплю клея ПВА (ёжик, перья птицы, цветы). Способ «Роза». Хорошо смотрится из гофрированной бумаги. Приготовить ленту гофрированной бумаги (для небольшой розы 25х1,5-2 см). Взять ленту левой рукой, правой накрутить ленту на карандаш вращательными движениями (рисуем в воздухе карандашом круги). Держать ленту левой рукой нужно свободно и не мешать ей перекручиваться – имитация лепестков розы. Не снимая с карандаша, намазать клеем и наклеить; параллельно листу бумаги – бутон, перпендикулярно – распустившийся цветок розы. Вынуть карандаш. «Листик». Сложить квадрат из салфетки или гофрированной бумаги, три угла квадрата собрать вместе и перекрутить. Изображение в бумажной пластике выполняется в полуобъёмном варианте, т.е. все части и детали наклеиваются на картон. Не исключена возможность выполнения в объёмном виде, при этом детали соединяются между собой. Изображение на картоне более прочное, кроме того, картон служит и цветовым фоном. Цветы из бумаги. Работа по изготовлению объёмных цветов увлекает детей своей необычностью, возможностью выдумки и фантазии. А поиск новых приёмов и способов в изображении цветов способствует художественно-творческому развитию. Способы изготовления подобных цветов разные. Самый простой: составление из круглых комочков, толстых жгутов цветов прямо на основе. Способы «Колокол», «Ёжик», «Листик» и «Роза» могут освоить на занятиях старшие дошкольники. Использование разнофактурной бумаги в изображении портретов. Будь то сказочный герой или реальное существо, любой из персонажей имеет своё лицо, свой образ. И дети должны хорошо представлять себе этот образ. Творческая направленность работы проявляется, прежде всего, в предварительном обдумывании создаваемого образа, на основе детских знаний и впечатлений о нём.
-
На листе бумаги изображают фигуру человека, полностью или частично, стремясь передать характер образа (через мимику, положение частей тела ит.д.). Размер изображаемого желательно обговорить заранее Объёмные элементы можно использовать и как основу портрета. Например, портрет солнышка, тучки выполняются сначала из округлых комочков, на которые наклеиваются черты лица – глаза, рот, нос и т.д. Работа над созданием образа – увлекательная и творческая, требующая от ребёнка не только определённых знаний и умений, но и наблюдательности, фантазии, активной мыслительной деятельности. Задачи: 1.Познакомить детей со свойствами бумаги. 2.Продолжать развивать навыки использования клея. 3.Учить делить лист на 4 части. 4.Учить формировать простые формы из бумаги – толстые жгуты разной длины, шары. 5.Развивать мелкую моторику рук. 6.Воспитывать аккуратность в работе. К концу первого года обучения дети могут: 1.Делить салфетку и лист бумаги на 4 части. 2.Скатывать комочки округлой формы разной величины. 3.Формировать жгуты разной толщины и длины. 4.Составлять изображения из частей, по образцу под контролем взрослого изготавливать несложные поделки.
-
Задачи: 1.Учить создавать полуобъёмные изображения на плоскости листа. 2.Составлять изображения из частей, по образцу под контролем взрослого изготавливать несложные поделки. 3.Учить композиционному размещению на листе бумаги. 4.Закреплять навыки работы в смешанной технике. 5.Закреплять навыки работы с разнофактурной бумагой, декоративного решения в цвете. 6.Развивать фантазию и воображение во время работы с различными видами бумаги. 7.Воспитывать усидчивость, чёткость выполнения инструкций. 8.Приучать к аккуратности во время работы с клеем и тонкими видами бумаги. К концу второго года обучения дети могут: 1.Создавать полуобъёмные изображения на листе картона. 2.Использовать разнофактурную бумагу, составляя изображения с использованием выразительных средств линии, цвета, формы, объёма. 3.Размещать композицию на листе бумаги. 4.Украшать свою поделку, добавлять недостающие детали. 5.Работать самостоятельно, точно соблюдая инструкцию. 6.Работать аккуратно, соблюдая технику безопасности.
-
Задачи: 1.Учить выделять характерные особенности в образе и передавать его художественными средствами бумажной пластики. 2.Учить поиску цветовых решений, композиционному решению на листе бумаги. 3.Развивать способность чувствовать специфику материала. Умение создавать полуобъёмную композицию из цветов. 4.Формировать представления о портрете, создавать выразительные образы средствами бумажной пластики. 5.Развивать способность работать по образцам. Пользоваться специальными терминами, применяемыми в бумажной пластике: скручивание жгутов, перекручивание, форма капельки. Способы «ёлочка», «колокол», «ёжик», «роза», «листик». 6.Развивать творческие способности детей, их внимание, память, воображение, мелкую моторику. К концу третьего года обучения дети могут: 1.Чувствовать специфику материала. Создавать полуобъёмную композицию из цветов. 2.Создавать выразительные образы средствами бумажной пластики. 3.Пользоваться специальными терминами, выполнять поделки, используя образцы. 4.Передавать образы художественными средствами бумажной пластики. 5.Самостоятельно выполнять работу, содержать рабочее место в порядке. 6.Выполнять все требования техники безопасности.
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Агапова И.А., Давыдова М.А. Поделки из бумаги: оригами и другие игрушки из бумаги и картона. М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2008. Дорогов Ю.И., Дорогова Е.Ю. оригами. Птицы и животные. Самолёты и кораблики. Забавные игрушки. ООО «Полиграфиздат», 2010. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2007. Игрушки из бумаги. Дельта, КРИСТАЛЛ, Санкт-Петербург, 1996. Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010. Рябко Н.Б. Занятия по изобразительной деятельности дошкольника – бумажная пластика. Учебно-практическое пособие – М., Педагогическое общество России, 2007. Соколова С.В., Школа оригами: Аппликации и мозаика. – М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Валерии СПД, 2004. Соколова С.В., Театр оригами6 игрушки из бумаги. – М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Валерии СПД, 2007. Соколова С.В., оригами для самых маленьких: Методическое пособие для воспитателей. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. Соколова С.В., оригами для старших дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.