Содержание
- 
              
            
 Воспитатель МАОУ ДОД детский сад «Сказка» корпус «Звёздочка» Плоскова И.Н. Декабрь 2020 г. Отчет по теме самообразования «Конструирование как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста» 
- 
              
            
 Цель:Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через конструктивную деятельность. Задачи: ● Расширение словарного запаса, «опредмечивание» словаря ;● Развитие познавательной активности;● Развитие зрительно-пространственной ориентации. 
- 
              
            
 Актуальность темы: Конструирование вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду, дарит радость и является одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Выделяют ряд проблем речевого развития детей, которые эффективнее всего решать на основе конструктивной деятельности. Это трудности в употреблении предложно-падежных конструкций; наречий, обозначающих взаимное расположение предметов. Дети плохо актуализируют слова, особенно относящиеся к названию частей предметов, геометрических тел, имеют бедные представления о внешнем виде, конструкции, назначении построек, машин, что делает их словарь «пустым», даже произнося слово, ребенок плохо представляет его практический смысл. Все это приводит к трудности в описании предметов и явлений. Конструирование – это тот вид деятельности, который полностью отвечает интересам детей, их возможностям и способностям. По своему характеру конструирование сходно с изо деятельности и игрой. В нем также отражается окружающая действительность. В результате конструирования ребенок создает постройку. Продукт собственной деятельности или деятельности друзей вызывает у детей эмоциональный отклик, желание высказаться, обсудить поделиться впечатлениями, побуждает детей к оценке деятельности, стимулирует к практическому использованию – обыгрыванию, в результате чего активизируется, развивается речь. 
- 
              
            
 Интеграция конструирования с другими образовательными областями согласно с ФГОС ДО.1.Речь обогащается новыми терминами, понятиями, которые в других видах деятельности употребляются редко;2.У детей развивается способность ориентироваться в пространстве ; сравнивать, обобщать (различать, классифицировать) предметы; понимать последовательности, количества и величины; выявлять различные соотношения.3.Дети получают первичные представления о геометрических формах и признаках предметов и объектов.4.В процессе этой деятельности формируются важные качества личности: трудолюбие, самостоятельность, инициатива, организованность, планирующая мыслительная деятельность, что являются важными факторами при формировании предпосылок учебной деятельности. 5. Совместное конструирование играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе – умение договариваться, соблюдать очередность, распределять обязанности, работать сообща, сопровождая действия комментариями.6. Конструирование стимулирует функции пальцев рук, способствует анализу и синтезу объектов окружающего мира, обогащает словарь ребенка и сенсорное восприятие. 
- 
              
            
 Конструктивная деятельность в младших группах реализуется в свободной игровой деятельности детей и интегрируется в организованную образовательную деятельность. Существует несколько видов конструирования, которыми должны овладеть дети: Работа по реализации темы самообразования в 2020 году: 
- 
              
            строим дорогу Изучаем цвета1. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: как сюрпризный момент можно использовать на занятии письмо-схему, которую принес сказочный герой – ребенок выполняет задания и строит постройку по схеме. Данная форма конструирования может применяться на различных этапах работы над звуком. 
- 
              
            
 2. Конструирование по теме: применяется на этапах автоматизации звука в словах, фразах, стихах и позволяет расширить кругозор и лексику по определенной теме. Делаем мебель для кукол. Дед Мороз 
- 
              
            Строим башни3. Конструирование по условиям: детям не дают идеальной модели (образца) конечной постройки, а также инструкции, описывающей способы ее возведения, а лишь определяются рамочные условия, которым конечный вид постройки должен соответствовать. Для ребенка это проблемная ситуация, которую он должен решить самостоятельно. В данном случае мы ориентируемся на понимание лексического значения слов, логико-грамматических структур, ориентацию в пространстве. 
- 
              
            Собираем бусы. Новогодняя ёлочка4. Конструирование по образцу: детям предлагаются макеты (образцы) конечных построек, выполненных из деталей строительного материала. Применяется на занятиях по развитию связной речи. 
- 
              
            Дом или теремок?5. Конструирование по замыслу: ребенок сам вправе решать, что и каким образом он будет конструировать. Применяется на занятиях по закрепления звука в свободной речи. 
- 
              
            
 Выделяются два типа конструирования: техническое и художественное. В техническом дети в основном отображают существующие объекты, а также придумывают конструкции по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют их основные структурные и функциональные признаки: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом и т.п. К техническому относятся: конструирование из строительного материала (деревянные детали геометрической формы); из деталей конструкторов, из крупных модулей. К художественному относятся конструирование из бумаги и из природного материала, что позволяет не столько отображать структуру образца, сколько выразить отношение к ним, передать характер, используя приемы «нарушение» пропорций, цвет, фактуру, форму. 
- 
              
            
 Взаимодействие с родителями Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Первые примеры конструирования показывают именно родители, которые активно участвуют в выставках ДОУ. 
- 
              
            
 Ожидаемый результат реализации темы самообразования: Важно отметить и то, что в процессе игры с конструктором ребенок развивает: – Мышление: умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать. – Концентрацию внимания. – Мелкую моторику. – Умение следовать образцу. – Пространственное воображение, способность видеть разные способы создания образов и построек. – Добиваясь определенного результата, ребенок развивает целенаправленность собственных действий. Для отслеживания результатов работы с детьми проводится диагностика два раза в год. Она направлена на обследование уровня развития конструктивных умений детей. 
- 
              
            
 По итогам диагностики (декабрь 2020 года) 50% детей показали положительные результаты по всем направлениям и 67% детей показали высокий уровень развития мелкой моторики. Причем эти 50% детей – это говорящие дети. Таким образом, конструктивная деятельность положительно влияет на развитие речи детей. 
 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
   
   
   
   
   
   
   
   
   
  
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.