Содержание
-
Методический анализ результатов ОГЭ и ЕГЭ по учебному предмету «Биология» IV муниципальный методический форум «Механизмы достижения нового качества образования в условиях формирования и внедрения НСУР» Презентация подготовлена учителем биологии высшей категории МОУ «СОШ № 17» г.Ухты пгт Боровой Кузнецовой И.В.
-
Характеристика участников ОГЭ
-
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ОГЭ ПО ПЯТИБАЛЛЬНОЙ ШКАЛЕ В 2017 ГОДУ
-
ДИНАМИКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОГЭ ПО БИОЛОГИИ
-
-
РЕКОМЕНДАЦИИ
Изучение нормативных документов (спецификации, кодификатора, демонстрационного варианта КИМ). Продумать отбор содержания материала таким образом, чтобы максимально заложить в учебный процесс отработку требований к знаниям и умениям, сформулированных во ФГОС. При работе с изображениями, отработать процесс распознавания, учитель должен многократно предлагать школьникам задания с изображениями отдельных представителей различных царств живой природы, важнейших органов или систем организма человека, а также типичных экосистем. Одновременно с узнаванием объекта следует обращать внимание на его систематическое положение, особенности строения и жизнедеятельности.
-
Раздел «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»: внешние признаки строения представителей основных отделов споровых и семенных растений особенности их жизнедеятельности, связанные с освоением наземно-воздушной среды обитания роль растений в жизни человека. Раздел «Животные», внимание следует сосредоточить на: связи, существующей между строением отдельного органа или системы и их функциями. при описании важнейших отделов и классов позвоночных (костные рыбы, хрящевые рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие), членистоногих, двустворчатых и брюхоногих следует обращать внимание школьников на вопросы эволюции и экологии животных вопросы охраны животных.
-
Раздел «Человек и его здоровье» повторение следующих тем: «Нейрогуморальная регуляция», «Внутренняя среда организма», «Кровообращение и лимфоотток», «Обмен веществ и превращение энергии», «Психология и поведение». обращать внимание на развитие умений объяснять и обосновывать то или иное гигиеническое правило или рекомендацию, направленные на сохранение и укрепление здоровья человека.
-
Отработка общеучебных умений. В экзаменационную работу 2017 года вновь были включены задания по интерпретации информации, представленной в графической форме, анализу и толкованию данных статистических таблиц, и работе с биологическими текстами.
-
следует ориентировать школьников на осмысление и детальный анализ прочитываемых текстов. научить школьников внимательному рассматриванию как всего объекта, так и его отдельных деталей (работа с рисунком) учить школьников приемам анализа и синтеза, с помощью которых учащиеся не только сопоставляют, классифицируют объекты или процессы по имеющимся основаниям, но и предлагают собственные критерии (задания на соотнесение объектов и последовательность) Обучение выполнению заданий на установление верной последовательности элементов должно начинаться с актуализации информации о проверяемом процессе или явлении. Далее рекомендуется соотнести имеющуюся у школьников информацию с перечнем предложенных в тесте этапов процесса или процессов на предмет установления последовательности.
-
ЗАДАНИЯ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ, НАПРИМЕР, № 32
проверяют умение применять биологические знания для обоснования необходимости соблюдения человеком в повседневной жизни санитарно-гигиенических правил; объяснять их, основываясь на особенностях анатомо-физиологических особенностях организма человека. Успешность выполнения определяется умением учащихся приводить научно обоснованные аргументы, пояснять сущность своих действий, активно привлекая знания анатомии и физиологии, полученные на уроке или других занятиях.
-
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ № 29
отработка у школьников умения работать с биологическим текстом (понимать смысл, сравнивать, обобщать, конкретизировать отдельные положения текста), а также на проверку умений разворачивать содержание текста, делать выводы, строить умозаключения, проверять гипотезы, обосновывать факты и явления.
-
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ № 30
следует учить умению не только находить среди представленных числовых параметров определенные закономерности, но и объяснять их биологическую природу.
-
При проведении контроля целесообразно использовать задания, аналогичные заданиям экзаменационной работы в новой форме. Формировать собственный банк таких тестовых заданий, позволяющий выстроить для каждого ученика в классе индивидуальную образовательную траекторию подготовки к выпускному экзамену. Обговорить с каждым школьником этапы подготовки, даты промежуточных аттестаций, способы оценки успешности их выполнения, т.е. сделать так, чтобы подготовка проводилась максимально осознанно.
-
ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАСТНИКОВ ЕГЭ
-
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГЭ В 2017 ГОДУ
-
ДИНАМИКА РЕЗУЛЬТАТОВ ЕГЭ (СРЕДНИЙ БАЛЛ)
-
В ЦЕЛЯХ ПОЛУЧЕНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО РЕЗУЛЬТАТА НА ЭКЗАМЕНЕ ОБУЧАЮЩИМСЯ НЕОБХОДИМО УСВОИТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ЗНАНИЯ:
- методы изучения живой природы; - биологическая терминология и символика; - основные признаки царств живой природы; - положения клеточной теории; - закономерности наследственности и изменчивости; - строение и функции органоидов клетки; - особенности митоза и мейоза; - особенности строения растений и животных; - строение и жизнедеятельность организма человека; движущие силы эволюции, их значение в эволюции; - основные критерии вида, приспособленность организмов к среде обитания;
-
- основные ароморфозы в развитии растений и животных; - особенности среды обитания организмов, экологические факторы, роль растений и животных в биоценозах; - составление схем, цепей питания в экосистемах.
-
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ОВЛАДЕТЬ СЛЕДУЮЩИМИ УМЕНИЯМИ:
- различать биологические объекты по их описанию и рисункам; - называть представителей разных отделов растений, типов и классов животных; - выявлять существенные признаки биологических объектов, процессов, явлений; - решать элементарные биологические задачи по цитологии и генетике; - устанавливать приспособленность организмов к среде обитания.
-
ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА:
- химический состав клеток, особенности обмена веществ и превращения энергии в клетке и организме, матричные реакции (биосинтез белка, ДНК, РНК); - деление клетки, характеристика фаз митоза и мейоза; - процессы гаметогенеза у животных; - особенности строения, жизнедеятельности и размножения растений и животных; - закономерности индивидуального развития организмов, онтогенез растений и животных; - циклы развития основных отделов растений; - методы селекции и биотехнологии; - строение анализаторов, нейрогуморальная регуляция жизнедеятельности организма человека, особенности высшей нервной деятельности человека;
-
- признаки родства человека и животных; - основные пути и направления эволюции; - мутации и их значение в эволюции; - результаты эволюции; - видообразование; - роль биологических и социальных факторов в эволюции человека; - роль организмов разных царств в круговороте веществ и превращении энергии в биосфере.
-
ОБУЧАЮЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ВЛАДЕТЬ СЛЕДУЮЩИМИ УМЕНИЯМИ:
- сравнивать клетки и организмы разных царств живой природы, процессы обмена веществ организмов разных царств живой природы, типы деления клеток, формы размножения организмов, различные направления эволюции; - определять генотипы и фенотипы родителей и потомства, хромосомный набор соматических и половых клеток, набор хромосом в разных фазах деления клетки; - обосновывать нормы и правила здорового образа жизни; - описывать по рисункам биологические объекты, особенности их строения и функции; - устанавливать причинно-следственные связи между строением и функциями химических веществ, органоидов клетки, приспособленностью организмов и средой их обитания, положением функциональной группы в экосистеме и ее ролью; - составлять схемы скрещивания и решать задачи по генетике и цитологии разного типа.
-
РЕКОМЕНДАЦИИ
На уроках и во внеурочной деятельности необходимо обеспечить освоение учащимися основного содержания курса биологии (базового и профильного уровней) и оперирование разнообразными видами учебной деятельности, предусмотренными в Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования и представленными в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников. Развивать навыки чтения, анализа инструкций к каждому типу заданий и предписаний к их выполнению (учить отделять главное от второстепенного, определять последовательность своих действий и рассуждений во время выполнения задания). Особое внимание уделять заданиям на установление соответствия и сопоставление биологических объектов, процессов, явлений, а также заданиям со свободным развернутым ответом, требующим от учащихся умений обоснованно и кратко излагать свои мысли, применять теоретические знания на практике.
-
При закреплении, обобщении обязательного учебного материала подбирать задания разных типов, аналогичные заданиям ЕГЭ. При проведении текущего контроля использовать задания на установление причинно-следственных связей, письменный анализ, обобщение и формулирование выводов. Обновлять содержание и формы контрольных и диагностических работ в соответствии с новой моделью КИМ ЕГЭ. Использовать задания, содержащие статистическую информацию, рисунки, схемы, фотоматериалы. Развивать умение работать с текстами биологического содержания, в том числе – неадаптированными текстами. Разрабатывать и практиковать тренинги по отработке умений выполнять расчетные и практические задачи. Для выработки умений решать задачи по цитологии и генетике отрабатывать алгоритмы их решения
-
Проводить проверку устных и письменных ответов обучающихся на основе использования критериев проверки заданий с развернутым ответом. Организовать повторение и обобщение материала, традиционно вызывающего затруднения у выпускников: • обмен веществ и превращение энергии на клеточном и организменном уровнях; • методы селекции и биотехнологии; • хромосомный набор клеток, способы деления клеток: митоз и мейоз; • циклы развития споровых и семенных растений, гаметофит и спорофит;
-
движущие силы эволюции, результаты, пути и направления эволюции растений и животных; • нервная система и нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма человека; • характеристика хемосинтезирующих бактерий; • определение видов мутаций; • причины комбинативной изменчивости.
-
Увеличить долю самостоятельной деятельности обучающихся как на уроке, так и во внеурочной работе, акцентировать внимание на выполнение творческих, исследовательских заданий. Усилить работу по подготовке выпускников к сдаче ЕГЭ – решать задания части 2 в рамках спецкурсов, факультативов, дополнительных занятий, используя учебники не только базового, но и профильного уровня, а также учебные пособия, справочную литературу, кодификатор, задания на сайте ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений». Тщательно подходить к отбору тренировочных и методических материалов для непосредственной подготовки к экзамену.
-
Спасибо за внимание
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.