Содержание
-
Человек, как уникальная живая система.
Естествознание, 11 класс
Учитель МКОУ Михайловская СОШ – Г.М. Мойсеева
-
Частица целой я вселенной... Я царь — я раб — я червь — я Бог! Но, будучи я столь чудесен, Отколе происшёл? — безвестен; А сам собой я быть не мог. (Г.Р.Державин)
Цель:
- рассмотреть организм человека как биологическую систему;
- изучить специфические особенности организма человека;
- определить в чем заключается уникальность феномена «Человек».
-
- Еще Аристотель в своей классификации причислил человека к Царству Животных. Там же нашлось ему место и в современной научной систематике: Животные; Тип Хордовые; Класс Млекопитающие; Отряд Приматы; Семейство Гоминиды: Род Человек; Вид — человек разумный.
- Человеку, как и любому живому организму, присущи все проявления жизнедеятельности (рост, развитие, размножение и др.) и их закономерности.
- Как и все живые организмы, человек нуждается в системе жизнеобеспечения: кислороде, воде, пище и др. Все это он получает из окружающей среды.
- Непрерывная и неразрывная связь живых организмов с природной средой является системным устройством природы.
- Рисунок Леонардо да Винчи из анатомических рукописей, связавший совершенные геометрические фигуры с пропорциями человека, стал своеобразным символом синтеза естествознания и искусства.
-
ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА.
Организм человека может быть рассмотрен как логическая система. Это означает, что он обладает целостностью, т. е. внутренним единством, обусловленным его структурной и функциональной организацией.
-
Отличительные особенности человека:
- значительно более развитая нервная система по некоторым морфологическим и функциональным показателям, способствующим ее интегративным и координирующим функциям;
- очень большой головной мозг (соответственно крупные размеры мозгового и малые размеры лицевого черепа). У человека мозг составляет 1/46 веса тела, в то время как наибольший по размеру и весу мозг самых крупных животных составляет: у слона — 1/560. а у кита — 1/8000 веса тела;
- наличие речи — способность к созданию и использованию сложных звуков;
- богатая мимическая сигнализация;
- бинокулярное зрение;
- прямохождение и связанные с этим отличия опорно-двигательного аппарата (подвижная кисть руки, подвижный плечевой сустав и некоторые другие отличия).
- Рассматривая организм человека как биологическую систему, можно выделить его общие и специфические особенности организации, изучить и объяснить особенности взаимодействия с факторами среды.
-
Специфические биологические особенности человека способствовали тому, что его возможности и
потребности не могли ограничиваться исключительно биологическими потребностями.
-
Становление человека путем усвоения культурного наследия стало основным способом его эволюции
-
Уникальность феномена «ЧЕЛОВЕК».
- Человек — существо мыслящее, способное познавать законы природы и общества, осознавать себя в этом мире.
- Как человек познает социальные законы общества? Это познание осуществляется как приобщение к культурным традициям, как воспитание и образование. Тем самым человек кристаллизует в себе все, что накоплено человечеством в течение веков.
- Интересно отметить, что биологическое в человеке изменяется намного медленнее, чем социальное. 40—50 тыс. лет — колоссальное время с точки зрения человеческой истории, однако биология человека не изменилась сколько-нибудь заметным образом — прежними остались объем мозга, строение систем органов, органов чувств, эмоции. В то же время социальное в нем неузнаваемо и быстро преобразуется.
-
- Биологическое начало не является для человека основным определяющим фактором. Человек формируется в социокультурной среде, которая, с одной стороны, постепенно становится для него специфической средой обитания, а с другой — является продуктом его деятельности. Это взаимодействие и взаимовлияние происходит на протяжении всей жизни человека. По мере развития человека как личности под влиянием социокультурной среды его биологические инстинкты как бы «укрощаются».
- Неотъемлемая характеристика человека, резко и принципиально отличающая его от животных, — это духовность.Это понятие можно определять по-разному, однако смысл его остается единым: это способность к восприятию нематериальных ценностей. Человек, даже хорошо адаптированный к социальной среде, не может жить в обществе только по юридическим законам, так как они не могут предусмотреть все случаи поведения людей в различных ситуациях. Существуют и неписаные законы морали, которыми люди руководствуются в своих повседневных решениях и поступках. Они определяются личными ценностями человека. Поиск нравственных ориентиров, духовное развитие человеку дают все виды искусства, литература, религия, философия и другие способы познания мира, культурного наследия человечества.
- Человек — биосоциальное и духовное существо. Как живой организм, он включен в природную связь явлений и подчиняется биофизическим, биохимическим и физиологическим закономерностям.
-
Различные расы человека — единство человека как биологического вида.
-
Вывод:
- Человек — уникальная живая система, так как он представляет собой триединство биологического, социального и духовного.
- Организм человека можно рассматривать как биологическую систему. Человек как биологический вид имеет специфические биологические особенности, отличающие его от ближайших к нему высших животных. Эволюция человека существенно отличается от эволюции животных.
- Как биологический вид человечество едино вне зависимости от расовых, национальных, этнических или религиозных особенностей. Индивидуальное разнообразие очень велико (значительно больше, чем у животных).
-
Обсуждение вопросов:
- По каким признакам вы охарактеризуете человека, рассказывая о нем?
- Могут ли, по вашему мнению, социальные факторы оказывать преобладающее влияние на биологию человека?
- Как вы понимаете выражение «негенетическая преемственность»?
- Чем отличается негр, живущий на юге от негра, живущего в Сибири?
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
-
Источники литературы:
- Учебник: Естествознание, 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, базовый уровень/ [И.Ю.Алексашина, К.В.Галактионов, И.С.Дмитриев и др.]; под ред. И.Ю.Алексашиной; М.; Просвещение, 2007 год.
- «Методика преподавания курса. Пособие для учителей»
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.