Содержание
-
Высшая нервная деятельность
Особенности ВНД человека
Составила Немирович Н.Н. учитель биологии МБОУ «СОШ № 6» г. Сергиев Посад
-
Содержание
- Сознание – результат действия социальных факторов эволюции человека.
- Первая и вторая сигнальная система
- Формирование динамического стереотипа
- Сознание как специфическое свойство человека.
- Особенности бессознательных подсознательных процессов.
-
Цель
- Используя знания о социальных факторах эволюции человека, объяснить причины возникновения сознания как исключительного свойства человека.
Задачи:
- Развивать знания о высшей нервной деятельности на основе рассмотрения особенностей ВНД человека.
- Формировать умения сравнивать.
-
- Сознание – результат действия социальных факторов эволюции человека.
- Сознание – высшая ступень развития психики, свойственная только человеку
-
Социальные факторы антропогенеза
- Коллективная трудовая деятельность
- Общение – Речь
- Сознание
-
Первая сигнальная система
- Ощущение – воздействие на рецептор
- Восприятие – основа представлений
- Образ
-
«Рефлексы головного мозга» 1863 г.
Психическая («душевная») деятельность человека объяснена рефлекторным принципом работы нервной системы
Сеченов И. М. 1829-1905 г.г.
-
Принципы рефлекторной теории
- Принцип причинности: нервные явления не происходят без причины
- Принцип структурности: функциям происходящим в головном мозге соответствует ее материальный носитель - элемент нервной системы
- Принцип единства анализа и синтеза: работа мозга строится на основе анализа и синтеза. Организм извлекает полезную информацию, перерабатывает ее формирует ответные действия.
-
Сеченов утверждал:
Что рефлексы головного мозга включают три звена:
- Возбуждение в органах чувств
- Процессы возбуждения и торможения в мозгу
- Движения и действия человека, т.е. поведение
-
Павлов И. П. -основоположник физиологии поведения.
Павлов И. П. 1849-1936 г.г.
- Открыл вторую сигнальную систему
- Поведение – это сочетание условных и безусловных рефлексов
- Создал учение о безусловных и условных рефлексах
-
Образование условных рефлексов.
- Реакция на внешние воздействие (шум) – безусловный рефлекс – условный рефлекс (ориентировочный).
- Условный рефлекс – временная связь на время действия условий.
- Условный рефлекс составляет основу учения и воспитания.
-
Запечатление
- связующее звено между врожденными и приобретенными формами поведения
Значение:
- Запоминание родителей;
- Перенимают навыки поведения;
- Формирование личности человека;
-
Вторая сигнальная система:
- Слова – вторые сигналы – сигналы сигналов.
- Слова формируются в процессе общения
- Слово – мышление – познание.
-
Динамический стереотип
- Объединение в динамическую цепочку несколько условных рефлексов.
- Основа чтения и письма, привычек, приобретения навыков ходьбы, плавания, бега.
- Основа поведения человека
- Препятствует преодолению вредных привычек.
-
Сознание – высший уровень развития психики.
Сознательная деятельность:
- Составляет план.
- Обдумывает способы осуществления плана.
- Опирается на опыт других людей (или советуется).
- Добивается поставленной цели.
-
Процессы сознания
- У человека
- Память.
- Воображение
- Мышление
- У животных
- Рассудочная деятельность
- Конкретное мышление
-
Рассудочная деятельность животных
-
Доминанта
Доминанта – главенствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе
Пример: а) сосредоточение внимания,
б) способность человека к волевым усилиям.
А.А. Ухтомский, физиолог
-
Подсознательные процессы
Это все процессы доведенные до автоматизма.
-
Формирование навыков
- Обучение (чему-либо)
- Активный сознательный процесс
- Выполнение без участия сознания, т.е. автоматически.
-
Сигнальные системы действительности
-
Домашнее задание
- Параграф 31.
- А.Г.Хрипкова, Д.В.Колесов «Гигиена и здоровье», М., «Просвещение»,1984
- Подготовить сообщение или презентацию на тему «Люди науки»: о жизни и деятельности ученых, участвовавших в становлении отечественной науки.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.